- Жемчуг, как всегда, навсегда
- Бизнес-подарок: как правильно вручить
- Правила раскрытия информации о ювелирных вставках. Часть 2
- Правила раскрытия информации о ювелирных вставках
- Модный разговор или Еще раз о лояльности покупателей
Здравствуйте, дорогие читатели!
Предыдущие статьи были посвящены базовым теоретическим знаниям по психологии продаж и основным техникам работы. Стоит отметить, что чтение статей обеспечивает только первый уровень обучения персонала - уровень знаний. Продавцы знают пять этапов продажи и техники каждого этапа. Также продавцы знают, какие техники НЛП используются в продажах. Следующий уровень обучения персонала - это уровень умения.
Продавцам необходимо предложить активные задания и упражнения. Именно практика приведет к свободному исполнению техник продажи. Высшей точкой обучения персонала является уровень творчества. На этом уровне продавец начинает изобретать свои приемы и техники работы. Представьте себе человека, который учится танцевать. Сначала он изучает отдельные движения. Затем эти движения объединяются в танец. Человек пробует танцевать и в какой-то момент уже может импровизировать, придумывать новые движения и сочетания. То же самое происходит и в продажах. Таким образом, существует несколько уровней обучения персонала. И высшим уровнем является творческий подход к работе. Именно творческий подход выводит обслуживание клиентов на исключительно высокий уровень.
Подтверждением этого служит следующее письмо, которое пришло к нам в редакцию:
«Здравствуйте, Алина! Психология продаж является одной из базовых основ обучения продавцов, по этой причине я давно уделяю ей большое внимание. В ювелирной торговле от продавца зависит не менее 40% продаж. При системе обучения вы можете получить высококвалифицированного специалиста за 3 месяца.
Коротко напишу, что мы считаем важным и чего не было в Ваших статьях.
У Вас все написано мягко, в рекомендательной форме. Мы при обучении подаем все жестко, как обязательное. Человек, придя на рабочее место, должен полностью переключиться на работу. Продавец ювелирного магазина должен быть не просто опрятным, он должен выглядеть холеным. Жесткие требования к прическе, обуви, колготкам, макияжу. Маникюр обязатечен. Форма хранится в магазинах, и после того, как продавец переодевается и берет перчатки, происходит перевоплощение.
На первом этапе продаж основное внимание уделяется ОТКРЫТЫМ вопросам. Умение задавать открытые вопросы доводится до автоматизма -выучиваются какречевки. Если в предложении вопросительное слово стоит первым, то почти 100% вы получаете открытый вопрос. ЗАКРЫТЫЙ вопрос используется на этапе завершения продажи. При «неуверенном» клиенте используется цыганский вариант: вы задаете два вопроса (любых) с однозначным ответом «Да», третий «Мы оформляем покупку?», автоматически получаем «Да».
Много внимания уделяем типам покупателя. В начале лишь для того, чтобы заложить продавцу: все покупатели разные, это нормально. Затем учим «присоединяться» к покупателю. Обязательно подходить слева, обязательно на комфортном расстоянии, обязательно «отзеркаливание» интонации, скорости речи. Руки при общении должны быть с открытыми ладонями (открытые позы). Сказать, какой тип покупателя стоит перед тобой, можно только после вопросов и ответов, поэтому учим оценивать тип покупателя со входа, с положения головы и как человек смотрит на окружающих. Выделяем три типа и соответственно три типа «присоединения» (комфортного подхода) и дальнейшей работы.
У нас есть такая профессиональная шутка: «Задача не продать покупателю изделие, а выйти за него «замуж». Тогда зарплату он будет приносить вам регулярно». В технологии ПРЕЗЕНТАЦИИ - выделят эмоции. Сам по себе товар не обладает полезными свойствами. В зависимости от мотивов посе щения магазина окрашиваем эмоциональное сопровождение. Мотивов посещения у покупателя сегодня мы насчитали около девяти. При презентации порядок предложения идет в следующей поспедова-телъности: то, но не совсем; то, что нужно; абсолютно точно. Больше трех предложении давать покупателю не рекомендуется. На третьем предложении}' покупателя формируется ощущение самостоятельности выбора. В случае «осечки», лучше передать покупателя другому продавцу.
Работа с возражениями строится также, как и в Ваших статьях. Очень часто употребляется схема «да, но». Схема легко запоминается продавцами. Самый трудный этап, даже для матерых профессионалов, - ЗАВЕРШЕНИЕ продажи. В зависимости от типа покупателя используются разные техники: от взятия ответственности на себя (можно вернуть), до «шаг в будущее» (дать почувствовать изделие своим, увидеть себя в нем завтра). В заключение: придумать новые технологии, сидя в кабинете, невозможно. Необходима практика".
Генеральный директор ювелирной группы «Роскошь» Рахманенко Елена Алексеевна
В письме есть очень много важных, интересных идей. Давайте рассмотрим их более подробно. Действительно, статьи в рубрике «Психология продаж» написаны в мягкой, рекомендательной форме. Почему? Как мне кажется, решение всегда принимает руководитель ювелирного магазина: «Нужно обучать персонал или нет? Как лучше обучать персонал?». Во многом ответ на эти вопросы зависит от стиля руководства, от позиции руководителя, от отношения руководителя к проблеме обучения персонала. В данном письме мы видим, что руководитель понимает важность обучения персонала и думает о том, как лучше обучать персонал. Система обучения персонала разработана на основе собственной практики. Приемы продаж преподносятся продавцам жестко как обязательные. Наиболее удачные формулировки вопросов и предложений заучиваются как речевки. Стиль руководства и обучение персонала являются отдельными темами разговора. Мы обязательно уделим им должное внимание в следующей рубрике «Я и мой персонал».
Жесткие требования предъявляются не только к обучению сотрудников, но и к их внешнему виду. А именно выдвигаются жесткие требования к внешности (прическе, макияжу, маникюру) и костюму (одежде, колготкам, обуви) продавца. С одной стороны, такие требования к внешнему виду дисциплинируют сотрудников. С другой стороны, особый внешний вид создает внутренний настрой на работу. С продавцом происходит то же перевоплощение, что и с актером перед спектаклем. Продавцу для того, чтобы войти в роль успешного, довольного, жизнерадостного продавца, необходим ритуал одевания костюма и грима. Интересным моментом также является установка продавца - очень понравиться покупателю, «женить» его на себе. Такая сверхзадача продавцов говорит о том, что они мотивированы на достижение максимальных результатов. Об отборе, мотивировании персонала, корпоративной культуре мы также будем говорить в рубрике «Я и мой персонал».
Основой обслуживания является индивидуальный подход к клиенту. Присоединение продавца к покупателю предполагает следующие приемы:
• подходить слева;
• стоять на комфортном расстоянии;
• ошеркаливать интонации и скорость речи;
• использовать открытые позы.
Особенности присоединения меняются в зависимости от типа покупателя. Выделяют три основные типа покупателей - «Агрессор», «Властелин» и «Внимаю щий». Данным типам покупателей соответствуют определенные типы «присоединения» (типы комфортного подхода продавца) и стратегии обслуживания. Определить психотип покупателя можно со входа по положению головы, взгляду клиента. Профессионализм продавца заключается в диагностике покупателя (отнесению покупателя к одному из типов), выборе определенного способа присоединения и стратегии работы.
Презентация ювелирных украшений строится особым образом. В презентации украшение связывается с той или иной эмоцией клиента. Это очень интересное решение. Фраза «Мы продаем не ювелирные украшения, а эмоции» вполне может быть миссией ювелирного бизнеса. В такой ситуации задача продавца сводится к тому, чтобы понять, какое эмоциональное сопровождение необходимо для данного клиента. Эмоциональные рычаги воздействия на покупателя соответствуют разным желаниями клиента. Для примера давайте перечислим несколько возможных стремлений покупателя:
• стремление обезопасить себя от низкого качества;
• стремление сэкономить;
• стремление кутить новинку;
• стремление к универсальности изделия;
• стремление к престижности, уникальности изделия;
• стремление к привычности дизайна или фирмы изделия и т. д.
Таким образом, в зависимости желания клиента продавец использует разные эмоциональные доводы. Если для покупателя важна престижность и уникальность изделия, то продавец делает акцент на чувство гордости клиента. Например, «Это украшение выполнено в единственном экземпляре. Очень тонкая ручная работа. Вы почувствуете себя особенным человеком, не похожим на других. Человеком, которому дано больше, чем всем остальным». Если же покупатель стремится к универсальности ювелирного украшения, продавец делает упор на чувство комфорта. Например, «Это украшение выполнено в классическом стиле. Оно подойдет к любому наряду. Его можно надеть со строгим костюмом и вечерним платьем. Также это изделие подчеркнет абсолютно любой цвет наряда».
При презентации ювелирных украшений есть еще одна хитрость. Продавец показывает покупателю три ювелирных украшения. Эти украшения выбираются с учетом запросов клиента. И, что самое главное, украшения предлагаются клиенту в определенной последовательности:
1) то, но не совсем;
2) то, что нужно;
3) абсолютно точно.
Такая последовательность создает у покупателя ощущение самостоятельного выбора. Покупатель отвергает первое предложение, отвергает второе предложение и, наконец, третье предложение его полностью устраивает. Конечно, для выполнения этого приема необходим определенный уровень мастерства продавца, В случае неудачного применения этой техники лучше передать покупателя другому продавцу.
Наиболее сложным этапом является завершение продажи. Здесь от продавца требуется смелость, жесткость и в некоторых случаях даже применение уловок. Наверняка, каждый продавец на основе своего опыта работы может сформулировать несколько удачных приемов-уловок для завершения продажи. В письме мы как раз находим примеры собственных приемов, которые используются на последнем этапе продажи:
1) Цыганский прием: задать два любых вопроса, на которые клиент точно ответит «Да», и следом задать третий вопрос - «Мы оформляем покупку?».
2) Взятие ответственности на себя: сказать покупателю, что украшение можно вернуть, если оно не подойдет.
3) Шаг в будущее: описать покупателю, как данное ювелирное украшение изменит его жизнь завтра.
В заключение хочется отметить, что система обучения персонала сегодня становится конкурент-носпособным преимуществом. Уровень обученности персонала определяет процент продаж и, в конечном итоге, прибыль ювелирного бизнеса, Если клиенту не нравится, как с ним общается продавец, то он просто идет в соседний магазин. И покупает ювелирное украшение в соседнем магазине, а не в вашем. Именно поэтому ключевой задачей руководителя является обучение персонала. Большое спасибо руководителю сети ювелирных магазинов «Роскошь» Рахманенко Елене Алексеевне за подробное письмо и раскрытие некоторых секретов своей системы обучения. Достижения этой системы были оценены на конкурсе «Лучший ювелирный магазин 2005». Фирменный магазин «Роскошь» победил в номинации «Лучшая организация продаж». Думаю, это вдохновит и других руководителей ювелирных магазинов перейти на уровень творчества собственной уникальной системы обучения. Дерзайте, и у вас все обязательно получится.
Напоминаем, что рубрика «Психология продаж» подходит к концу. Следующая статья будет последней. У вас еще есть уникальная возможность, поделиться с коллегами своими наблюдениями или задать вопрос. Присылайте, пожалуйста, свои сообщения по адресу alina_pankratova@mail.ru. Последний номер будет посвящен вашим письмам.
УДАЧНОЙ ТОРГОВЛИ!