- Жемчуг, как всегда, навсегда
- Бизнес-подарок: как правильно вручить
- Правила раскрытия информации о ювелирных вставках. Часть 2
- Правила раскрытия информации о ювелирных вставках
- Модный разговор или Еще раз о лояльности покупателей
Здравствуйте, дорогие читатели! К нам в редакцию пришло очень много писем со словами благодарности. Большое спасибо вам за теплые слова. Очень приятно, что рубрика «Психология продаж» так полюбилась нашим читателям. Настоящая статья является заключительной в рубрике «Психология продаж». Она будет посвящена ответам на ваши вопросы. Мы выделили пять наиболее частых вопросов наших читателей и вынесли их в названия разделов.
КАК РАБОТАТЬ С VIP-КЛИЕНТАМИ?
Прежде всего, давайте ответим на вопрос: «Кто такой VIР-клиент?». Обычно под VIP-клиентом понимают человека, который имеет материальную возможность приобрести дорогой или очень дорогой товар. Именно поэтому такой клиент нуждается в особом внимании со стороны продавца и высоком уровне обслуживания. Вопрос, который вынесен в название раздела, как раз требует рекомендаций по выделению VIP-клиентов среди толпы и их особому обслуживанию. На наш взгляд, такая позиция является не совсем правильной. Наиболее продуктивная позиция - особое внимание и высокий уровень обслуживания всех клиентов. Другими словами, необходимо работать со всеми клиентами как с VIP-клиентами.
В основе позиции «Работать со всеми клиентами как с VIP-клиентами» лежит понимание ценности покупателя. На минуту задумайтесь и сформулируйте, почему покупатель для Вас лично является ценностью. Ответы будут разные. Попробую угадать. Покупатель является ценностью для продавца, потому что:
- покупатель приносит прибыль компании, из чего следует, что компания будет существовать
и у продавца будет работа;
- покупатель обеспечивает зарплату продавцу;
- покупатель дает возможность продавцу проявить себя как эксперта в области ювелирных изделий;
- покупатель рекомендует магазин другим покупателям и т. д.
Таким образом, в основе обслуживания должно лежать позитивное отношение ко всем клиентам. При этом вопрос о понимании материальных возможностей клиента также имеет место быть. Продавцу важно понять, на какую сумму делать предложение данному покупателю. Одного покупателя можно обидеть, недооценив его материальные возможности. А другого покупателя можно поставить в неловкое положение, предложив ему очень дорогое для него украшение. Как решить эту задачу? Самое простое решение - спросить клиента, на какую сумму он рассчитывает. Если это сделать невозможно по каким-либо причинам, то остается определять материальные возможности клиента по невербальным признакам. Не советуем определять состоятельность клиента по внешнему виду. Внешность часто бывает обманчивой. Нам кажется скромно одетый клиент материально несостоятельным, а на самом деле этот клиент готов потратить большие деньги на ювелирное украшение. Выход видится следующий. Покупателю обязательно, должна быть видна цена ювелирных украшений. Лучше разложить ювелирные украшения в соответствии с уровнем цены, В такой ситуации продавец видит, на какие украшения обращает внимание клиент, и делает предложение в данном ценовом диапазоне.
В ЧЕМ СОСТОЯТ ОСОБЕННОСТИ САЛОННЫХ ПРОДАЖ?
Салонные продажи отличаются атмосферой роскоши, комфорта и уюта. Такая атмосфера достигается за счет роскошного оформления магазина и особой организации процесса продаж. Покупателю пред лагается снять верхнюю одежду, сесть в удобное мягкое кресло, выпить чая или кофе. При этом покупатель может согласиться на такие условия общения или отказаться. Как правило, согласие покупателя сесть в кресло говорит о его готовности купить и приводит к успешному завершению продажи.
Особенность салонных продаж также заключается в том, что здесь продаются дорогие ювелирные изделия. Поэтому такие магазины обычно посещают материально состоятельные клиенты. При работе с такими клиентами важно подчеркивать статус клиента. При презентации украшений можно рассказать клиенту, что часто по украшениям судят об уровне дохода и статусе человека. При работе с возражениями использовать такие приемы, как: «Вы ведь достойны этого», «На сколько это дороже, чем Вы можете себе позволить?», «Я думаю, Вы тратите гораздо больше на всякие пустяки». Все эти приемы толкают покупателя доказать свой высокий статус, купив ювелирное украшение.
ЕСТЬ ЛИ ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ ДОРОГИХ УКРАШЕНИЙ?
Для начала нужно разобраться, что такое дорогое украшение. Само понятие «дорогое» является относительным. Для одного человека украшение за «х» рублей является дорогим, а для другого - нет. Предположим, покупатель готов потратить на ювелирное украшение 15 тысяч рублей. Ему понравилось украшение, которое стоит 10 тысяч рублей. В этом случае у продавца не возникнет никаких трудностей. Другая ситуация - покупателю понравилось украшение за 30 тысяч рублей. Понятно, что эта сумма гораздо больше той, которую собирается потратить покупатель. Скорее всего, продажа не состоится. И, наконец, покупателю могло понравиться изделие за 17 тысяч рублей, т. е. чуть дороже искомой суммы. Покупатель сомневается, И здесь многое зависит от продавца: сможет продавец убедить клиента купить ювелирное украшение или нет.
При продаже дорогих украшений используются те же техники продаж. Все трудности связаны с этапом «Работа с возражениями о цене». Перед продавцом стоит задача оправдать высокую цену, психологически уменьшить эту цену для покупателя. Каким образом это можно сделать в случае высокой цены? Наиболее эффективный способ - изменить смысл украшения. Продавец должен показать покупателю, что он покупает не просто ювелирное украшение, а покупает, например, семейную реликвию. Это означает, что человек останется в памяти своих потомков. Легенды об этом человеке будут передаваться из поколения в поколение.
КАК РАБОТАТЬ С КЛИЕНТОМ, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ОН ХОЧЕТ?
В этом вопросе скрыты две разные ситуации. Первая ситуация: клиент не знает, какое ювелирное украшение он хочет купить. Как правило, такая ситуация возникает, когда клиент покупает ювелирное украшение в подарок. Вторая ситуация: клиент не знает, хочет ли он купить ювелирное украшение. Эта ситуация связана с тем, что у клиента много денег, он хочет их потратить и не знает на что. Давайте разберем, как вести себя продавцу в первой и второй ситуации.
В первой ситуации продавец должен помочь покупателю выбрать ювелирное украшение. Это можно сделать с помощью следующих уточняющих вопросов: «Как Вам кажется, какое украшение больше подойдет Вашей подруге, жене, маме и т. д?», «Какие украшения обычно носит Ваша подруга, жена,ма-ма и т. дЛ. Обычно, покупатель, уже выбрав украшение, продолжает сомневается в правильности своего выбора. Снять эти сомнения поможет мнение об этом украшении другого продавца, а лучше случайного покупателя из магазина. А самый верный способ снять сомнения покупателя о подарке - это предложить не украшение, а подарочный сертификат. Но эта услуга есть пока не во всех ювелирных магазинах.
Во второй ситуации продавец должен показать преимущества ювелирных украшений, по сравнению со всеми другими товарами. Другими словами, вдохновить клиента на покупку именно ювелирного украшения. Подумайте, какие есть преимущества у ювелирных украшений, по сравнению с другими товарами. Приведу несколько примеров. Ювелирные украшения подчеркивают красоту владельца, влияют на эмоциональное состояние владельца, говорят о состоятельности человека, хранят память о подарившем и т. д.
КАК ПРЕВРАТИТЬ ПОКУПАТЕЛЯ В ПОСТОЯННОГО КЛИЕНТА?
В маркетинге есть такое понятие, как лояльность покупателя. Под лояльностью покупателя понимается устойчивое положительное отношение клиента к магазину. Покупатель приходит в ваш магазин, несмотря на наличие других финансово более выгодных предложений на рынке. А также активно рекомендует его своим друзьям и знакомым. В каком-то смысле, лояльность покупателя можно сравнить с привычкой человека посещать данный магазин. В основе любой привычки лежит связь между действием человека и положительным результатом. В нашем случае, возникает связь между посещением магазина и возникновением положительных эмоций. Данная привычка в силу каких-то причин сложилась у человека. Но она также легко может и исчезнуть. Если вдруг посещение магазина не будет вызывать положительные эмоции, то, скорее всего, покупатель перестанет посещать данный магазин.
Можно выделить несколько стадий лояльности покупателя:
1. Потенцшгдьный покупатель - нет потребности в посещении данного магазина.
2. Случайный покупатель - зашел просто так или не добрался до привычного магазина.
3. Покупатель - покупает часто, но посещает и другие магазины.
4. Постоянный покупатель - покупает в данном магазине чаще всего.
5. Приверженец - покупает только здесь и советует друзьям.
На каждой стадии есть свои методы привлечения клиента. Цель этих методов - сделать так, чтобы покупателю нравился именно ваш магазин. Давайте проанализируем движение от потенциального покупателя к приверженцу магазина. Потенциальный покупатель - это человек, который хочет купить ювелирное украшение или у которого может возникнуть такая необходимость. Привлечь внимание потенциального покупателя именно к вашему магазину можно с помощью названия магазина, вывески, оформления витрин, разного рода «зазывал» у входа, массовой рекламы и т. д. Предположим, покупатель шел по улице, увидел интересную вывеску вашего магазина и решил зайти. При первом визите покупателя перед вами стоит задача - сделать все, чтобы покупателю понравилось и он захотел вернуться в ваш магазин. Обычно, первое очарование магазином и желание вернуться связаны с удобством совершения покупок, компетентностью персонала.
Через некоторое время покупатель собирается на день рождения подруги. Долго думает, какой подарок может порадовать подругу. Вспоминает о том, что подруге хотелось получить в подарок новые серьги. Вспоминает о ювелирном магазине, в котором его так замечательно обслужили в прошлый раз. И опять приходит к вам в магазин, Во второй раз покупатель должен остаться также доволен своей покупкой, как и в первый раз. А сверхзадача заключается втом, чтобы покупатель становился все более довольным от посещения к посещению. Для этого покупатель должен получить, помимо покупки, еще что-то приятное. Например, сэкономить на скидке, заработать баллы в зависимости от суммы покупки, принять участие в лотерее, приятно пообщаться с продавцом и т. д.
После этого покупатель начинает приходить в ваш магазин все чаще и чаще. Чтобы удержать постоянного клиента, необходим индивидуальный подход к покупателю. Индивидуальный подход связан с учетом особенностей покупателя при организации продаж. Такая ориентация на покупателя проявляется и в удобном процессе обслуживания, и высоких стандартах поведения персонала. В какой-то момент покупатель уже становится любителем именно вашего магазина. Для поддержания такой приверженности покупателя необходимы уже специальные методы работы - система обратной связи с покупателями, специальные льготы, приглашение на особые закрытые ювелирные мероприятия и т. д.
Как мы видим, переход от потенциального покупателя к покупателю связан с технологическими средствами воздействия, а переход от покупателя к приверженцу магазина - с психологическими особенностями обслуживания. Конечно, наиболее трудный отрезок пути - это путь от покупателя к постоянному покупателю и от постоянного клиента к приверженцу магазина. В чем заключается причина особой симпатии покупателя к какому-либо магазину? Почему этой особой симпатии трудно добиться? Секрет симпатии и постоянства клиента кроется в человечности общения. Покупатель хочет больше, чем украшение. Он хочет, чтобы к нему хорошо относились. Поэтому постоянство покупателя возникает при симпатии и искреннем интересе к покупателю со стороны продавца. Таким образом, особая симпатия покупателя к вашему магазину - это ответная реакция на внимание и интерес продавца! Добиться такой симпатии покупателя к вашему магазину можно только с особенным персоналом!
Итак, Ваши вопросы закрывают рубрику «Психология продаж». В следующем номере мы начинаем рубрику под названием «Я и мой персонал». В новой рубрике будут обсуждаться такие темы, как имидж руководителя, стиль управления, корпоративная культура, отбор и аттестация персонала, мотивирование персонала, обучение персонала, распределение ролей внутри коллектива. Если у Вас есть пожелания к рубрике «Я и мой персонал», присылайте их, пожалуйста, по адресу alina_pankratova@mail.ru.
УДАЧНОЙ ТОРГОВЛИ!