Еще в рубрике
- Тимбилдинг
- Суммированный учет. Выбираем график работы, учетный период и систему оплаты
- Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 2
- Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 1
- Психологические типы продавцов
Самое популярное:
Мы продолжаем рубрику, посвященную психологии управления. Как вы помните, эффективность управления персоналом зависит от трех факторов, названных нами «Руководитель», «Персонал» и «Компания». Каждому из этих факторов соответствует свой блок статей. В предыдущем номере мы обсудили первую тему в блоке «Руководитель», а именно, создание личного имиджа руководителя. Сегодня мы переходим к следующей теме - стилям руководства
Алина ПАНКРАТОВА, кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии МГУ им.М. В.Ломоносова, тренер-консультант Академии риторики
ЧТО ТАКОЕ РУКОВОДСТВО И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА?
Руководство - это деятельность руководителя по управлению компанией, которая включает в себя принятие решений по ключевым вопросам и воплощение этих решений в жизнь. Стиль руководства представляет собой наиболее часто используемый руководителем способ принятия решений и способ воздействия на подчиненных. Часто руководство отождествляют с лидерством. Это не совсем правильно. Руководство и лидерство - это разные явления, которые могут сопутствовать или не сопутствовать друг другу.
Здесь возможны четыре ситуации, которые можно пояснить следующим образом. Первая: человек является рядовым подчиненным, исполнителем. Вторая ситуация: сотрудник является лидером в коллективе и может влиять на настроения, решения, активность других сотрудников. Третья ситуация: человек занимает руководящий пост, например, должность директора магазина, но не обладает достаточным авторитетом среди сотрудников. Четвертая ситуация: человек является и официальным руководителем, и абсолютным авторитетом для своих подчиненных, Таким образом, мы можем говорить о разных видах влияния в коллективе - формальном (административном) и неформальном (личностном).
Для руководителя это означает, что эффективное руководство должно включать в себя лидерство. По данным психологических исследований, влияние руководителя на подчиненных на 60% зависит от административных процедур, а на 40% - от личного авторитета руководителя среди подчиненных. Это не означает, что признанный лидер в коллективе может стать эффективным руководителем. Чтобы стать хорошим руководителем, нужно также обладать рядом знаний и умений, связанных с административной работой.
КАКИЕ БЫВАЮТ СТИЛИ РУКОВОДСТВА?
Выделяют три основных стиля руководства - авторитарный, демократический и либеральный. Эти стили руководства отличаются друг от друга по следующим параметрам:
• участие в принятии решений
• передача полномочий подчиненным
• внимание к мнениям подчиненных.
При авторитарном стиле руководитель принимает решение без коллектива, поручает подчиненным выполнение только отдельных операций, не интересуется мнением сотрудников. При демократическом стиле руководитель принимает решение вместе с коллективом, делегирует подчиненным выполнение принятых решений, учитывает мнение сотрудников. При либеральном стиле руководитель ставит проблему перед коллективом, коллектив без руководителя принимает решение и воплощает его в жизнь, руководитель полностью доверяет мнению сотрудников. Таким образом, при движении в направлении «авторитарный стиль - демократический стиль - либеральный стиль» уменьшается активность руководителя в принятии решения, увеличивается передача полномочий от руководителя к подчиненным и возрастает внимание к мнению сотрудников. Давайте выделим наиболее важные особенности разных стилей руководства.
Авторитарный стиль можно описать следующим образом:
• позиция руководителя - над группой
• руководитель принимает решение единолично
Демократический стиль: руководитель вместе с шжлективом
• руководитель делегирует подчиненным выполнение только отдельных операций
• руководитель дает четкие детальные инструкции и следит за их исполнением
• руководитель не дает возможности сотрудникам проявлять инициативу.
Демократический стиль имеет следующие особенности:
• позиция руководителя - внутри группы
• руководитель предлагает сотрудникам обсудить проблему, стимулирует активность подчиненных в ходе обсуждения, учитывает предложения всех сотрудников и находит взаимоприемлемое решение
Либеральный стиль: коллектив без руководителя
• руководитель делегирует подчиненным выполнение принятых решений
• руководитель дает инструкции подчиненным в форме предложений
• руководитель проявляет уважительное, внимательное отношение ко всем сотрудникам.
Либеральный стиль можно охарактеризовать следующим образом:
• позиция руководителя - вне группы
• руководитель ставит перед подчиненными проблему, которую необходимо решить
• руководитель предоставляет подчиненным полную свободу в принятии решения и реализации данного решения
• руководитель признает высокую квалификацию подчиненных и способность решать самостоятельно сложные задачи.
Стиль руководства зависит от личности руководителя, си функции и квалификации сотрудников
КАКОЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ВЫБРАТЬ?
За вопросом: «Какой стиль руководства выбрать?» скрывается желание понять, какой стиль руководства является наиболее эффективным. Другими словами, какой стиль руководства обеспечивает максимальную результативность работы и позитивный психологический климат в коллективе. Оговоримся сразу, ни один из стилей руководства не может рассматриваться как эффективный во всех отношениях. От руководителя требуется гибкость и способность выбирать необходимый стиль. На выбор влияют три фактора: личность руководителя, ситуация и уровень подготовки сотрудников. Если первый фактор является внутренним и часто не осознается, то второй и третий -внешние и легко могут быть учтены при выборе стиля руководства. Давайте рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.
Во-первых, каждому руководителю, в силу его личностных особенностей, ближе авторитарный, демократический или либеральный стиль руководства. Под личностными особенностями мы понимаем, прежде всего, лидерские качества руководителя и его отношение к подчиненным. Выделяют разные типы лидерства: лидер-организатор (влияет, ведет за собой), лидер-инициатор (направляет, вызывает активность и инициативу), лидер эмоционального притяжения (притягивает, воодушевляет). Так, лидер-организатор выберет авторитарный стиль руководства, лидер-инициатор - демократический стиль, а лидер эмоционального притяжения - либеральный. Также существуют разные убеждения руководителя в отношении подчиненных, которые будут влиять на выбор стиля руководства: 1) человек по природе ленив и не хочет работать; 2) человек работает с максимальной эффективностью в группе под надлежащим руководством; 3) человек по природе своей деятелен и способен сам организовывать свой труд. Понятно, что первая позиция соответствует авторитарному стилю, вторая - демократическому, а третья - либеральному.
Во-вторых, руководитель использует разные стили руководства в зависимости от сложившейся ситуации. В ситуации дефицита времени, при простоте и очевидности решения, при высоком уровне доверия и уважения к руководителю со стороны сотрудников, используется авторитарный стиль.
Бывают ситуации, когда времени достаточно, подчиненные понимают проблему и знают варианты ее решения, но есть расхождения, и нужно убедить несогласных в правильности принимаемого решения. В этом случае решение будет успешно реализовано только при согласии всех сотрудников, и, следовательно, применяется демократический стиль руководства.
В ситуации, когда нужно поддержать сотрудников, проявить доверие к подчиненным со стороны руководства, вызвать чувство ответственности у сотрудников за проделанную работу, спровоцировать творческую активность сотрудников, уместен либеральный стиль.
И, в-третьих, при выборе стиля руководства руководитель учитывает уровень подготовки сотрудников. Выделяют следующие уровне подготовки сотрудников:
• низкий - не хотят и не умею' работать
• средний - хотят, но не умею работать
• хороший - хотят и умеют ра ботать
• высокий - хотят и умеют рабе тать творчески.
При низком и среднем уровне пец готовки персонала (с некомпетен' ными новичками) руководитель и( пользует авторитарный стил при хорошем уровне подготовь (с квалифицированным персонало! - демократический стиль, а при соком уровне подготовки (с творческими работниками) - либеральный стиль. В зависимости от уровня подготовки сотрудников, руководитель делегирует свои полномочия подчиненным в меньшей или большей степени. Также индивидуальный подход обеспечивает необходимую психологическую поддержку разным сотрудникам. Новичку нужно помочь овладеть необходимыми навыками. Квалифицированные сотрудники должны чувствовать свою компетентность и значимость. А творческим сотрудникам нужно давать некоторую свободу и самостоятельность.
Обычно каждый конкретный руководитель использует своеобразное сочетание трех основных стилей руководства. При этом нужно помнить, что использование того или иного стиля руководства должно быть оправдано внешними обстоятельствами. По данным психологических исследований, непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому соответствует низким результатам работы, максимальному количеству конфликтов и стрессовых ситуаций в коллективе. Понимание же сотрудниками, какой стиль руководства используется в данный момент и по каким причинам, вызывает доверие к руководителю и удовлетворенность подчиненных. Примером эффективного сочетания стилей руководства является стиль, для которого характерны:
• регулярные совещания руководителя с подчиненными
• открытость в отношениях между руководителем и подчиненными
• вовлечение подчиненных в разработку и принятие организационных решений
• делегирование подчиненным ряда полномочий
• участие рядовых работников в планировании и осуществлении организационных изменений
• создание особых групп внутри коллектива, наделенных правом самостоятельного принятия решения.
Далее мы будем обсуждать темы, связанные с блоком «Персонал». В следующем номере «Навигатора ювелирной торговли* читайте про отбор и аттестацию персонала ювелирного магазина.