В предыдущей статье «Адаптация и обучение персонала» мы выяснили, что после отбора персонала следует процесс адаптации новых сотрудников к месту работы. Чтобы сделать этот процесс более быстрым и безболезненным, руководитель ювелирного магазина проводит ряд специальных мероприятий. Наиболее важными из них являются введение человека в коллектив и в должность.
Если процесс адаптации прошел успешно (новый сотрудник прижился в коллективе и способен к профессиональной деятельности), то руководитель переходит к обучению. Программа обучения обычно посвящена этапам продажи и техникам каждого этапа, а также факторам, влияющим на эффективность исполнения этих техник. При обучении мастерство сотрудника должно пройти путь от знаний к умениям и от умений к навыкам, что достигается через особую организацию процесса обучения.
В практическом приложении мы опишем одну из возможных программ обучения, а именно тренинг эффективных продаж. Этот тренинг включает в себя три блока - «Этапы продажи», «Исполнительское мастерство», «Ролевые игры». Каждый блок обеспечивает определенный уровень обучений сотрудников. После первого блока сотрудник может сказать: «Я знаю, как действовать». После второго блока: «Я могу действовать». И,наконец, после третьего блока: «Я действую». Далее приводится общая характеристика тренинга эффективных продаж (см. таблицу 1) и примеры заданий, упражнений, игр, которые используются на каждом этапе обучения (см. разделы «Блок 1», «Блок 2», «Блок 3»).
Блок 1 |
Блок 2 |
Блок 3 | ||
Ведущий тренинга предлагает... |
задания на исследование пяти этапов продажи |
актерские упражнения на технику речи, внимание и память, мышечную свободу, эмоциональную память |
ролевые игры «Продавец -Покупатель» | |
Ваша роль... |
сценарист |
актер |
режиссер | |
Ваша цель... |
прописать, проговорить |
проиграть, исполнить |
действовать по ситуации | |
Результат обучения... |
знания |
умения |
навыки | |
БЛОК 1. ЭТАПЫ ПРОДАЖИ И ТЕХНИКИ КАЖДОГО ЭТАПА
Продажа - это ряд последовательных действий продавца с целью убедить покупателя приобрести товар. Выделяют 5 основных действий продавца в общении с покупателем - приветствие покупателя, выяснение его желаний, презентация ювелирных украшений, работа с возражениями клиента, завершение продажи.
Задание 1. Как предложить свою помощь покупателю?
Составьте список вопросов для начала разговора с клиентом.
Выпишите наиболее удачные формулировки вопросов
Задание 2. Как выяснить, что хочет клиент?
Составьте список вопросов клиенту о цене, размере, производителе, металле, вставке, декоративных элементах, замке ювелирного украшения. При этом каждый вопрос сформулируйте в открытой, закрытой и альтернативной форме. После отметьте галочкой, какие по форме вопросы наиболее эффективны на каждом из этапов выяснения желаний клиента.
Открытые вопросы (предполагают развернутый ответ) |
Закрытые вопросы (предполагают однозначный ответ или «да»/«нет») |
Альтернативные вопросы (содержат в формулировке варианты ответов) | |
Цена | |||
Размер | |||
Производитель | |||
Металл | |||
Вставка | |||
Декоративные элементы | |||
Замок |
Задание 3. Свойства ювелирных украшений
Опишите любое ювелирное украшение по универсальной схеме описания украшений "Производитель - Металл -Вставка -Декоративные элементы - Замок».
Производитель |
Как называется? |
Какими особенностями обладает? |
Металл | ||
Вставка | ||
Декоративные | ||
элементы Замок |
Задание 4. Перевод свойств товара в выгоды клиента
Переведите свойства ювелирного украшения (см. предыдущее задание) в рациональные и эмоциональные выгоды клиента.
Свойства ювелирного украшения |
Рациональные выгоды клиента: "Для вас это означает..." |
Эмоциональные выгоды клиента: "Вы почувствуете себя..." |
1 ; |
Задание 5. В чем причина возражений?
Составьте список наиболее частых возражений клиентов.
Разделите возражения на 3 группы:
1. Желание оправдать товар
2. Желание оправдать цену
3. Желание уйти
Задание 6. Как отвечать на возражения?
Вернитесь к списку возражений (см. предыдущее задание) и подготовьте заготовки ответов на наиболее частые возражения. После отметьте галочкой наиболее эффективные ответы на возражения.
Наиболее частые возвращения |
Заготовки ответов |
Задание 7. Как завершить продажу? Составьте список фраз для завершения продажи. Выпишите наиболее удачные фразы. |
БЛОК 2. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО «ТЕХНИКА РЕЧИ»
Исполнительское мастерство выступает в качестве фактора, определяющего органичность, естественность и легкость использования техник продажи в общении с клиентом. Наиболее важным компонентом исполнительского мастерства для продавца является техника речи или, другими словами, владение своим голосом при произнесении слов. Особенности голоса человека зависят от типа дыхания, высотного диапазона, артикуляции губ и подвижности языка.
Упражнение для развития правильного дыхания
Выделяют следующие три типа дыхания. Нижнее (диафрагмальное) дыхание: при вдохе диафрагма напрягается и выпячивает живот вперед, при выдохе диафрагма возвращается в исходное положение. Воздухом заполняется нижняя и средняя части легких. Среднее (межреберное дыхание): при вдохе ребра поднимаются, при выдохе опускаются. Воздухом заполняется средняя часть легких. Верхнее (ключичное) дыхание: при вдохе поднимаются ребра, плечи, ключицы, при выдохе опускаются. Заполняется воздухом небольшая верхняя часть легких, Правильное дыхание объединяет эти три типа, т. е. приводит в действие всю дыхательную систему.
Для оценки правильности дыхания нужно сделать медленный и глубокий вход. Затем на выдохе считать вслух, делая паузы между цифрами примерно в полсекунды. Если на одном выдохе человек может досчитать до 25, то с его дыханием все в порядке. Если - нет, то для развития правильного дыхания нужно выполнять следующие дыхательные упражнения:
• «Свеча». Вырежьте из бумаги небольшую полоску. Зажмите ее пальцами правой руки. Представьте, что это пламя свечи. Сделайте полный вдох. Затем сделайте полный выдох, стараясь удерживать «пламя свечи» в горизонтальном положении. Доведите выполнение упражнения до 10 раз.
• «Егорки». Произнесите фразу: «Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки». Затем сделайте полный вдох и на выдохе вслух считайте: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...». Дойдите в счете на одном выдохе до 33 «Егорок». Затем постепенно улучшайте результат, доводя количество «Егорок» до 45.
Упражнение для расширения высотного диапазона голоса
Существует три основные зоны рождения звука или голосовых регистра: верхний регистр - лоб, средний регистр - «в мордочку", нижний регистр - грудная С клетка. Часто люди пользуются только • одним из регистров. При этом их речь монотонна и мало выразительна. Для • развития высотного диапазона голоса используют следующие упражнения: •
• «Маляр». Представьте, что вы маляр. Вам нужно выкрасить карниз, • который стоит перед вами вертикально. Ваша кисть руки - это кисть маляра. Движение руки сопровождается • словами: «Краской крашу я карниз: вверх и вниз, и вверх, и вниз». Сначала делайте движения от локтя. Голос поднимается выше или опускается ниже вместе с движением руки. Затем рабо- • тайте рукой от плеча. Голос поднимается все выше и опускается все ниже.
При выполнении упражнения следите за синхронностью движений руки С и высотой голоса. •
• «Колокола». Сымитируйте звучание большого колокола: «Бом-м-м! • Бом-м-м!», произнося слова низким голосом. Затем перебросьте звук наверх и произнесите высоким голосом, как ма- • ленькие колокольчики: «Бим-бим-бим!». Теперь объедините звучание всех коло- • колов, пусть они зазвучат в среднем тоне: «Бим-бом-бим-бом!».
Упражнения для артикуляции и постановки языка
Артикуляцию губ и постановку языка можно тренировать с помощью скороговорок. Сначала нужно прочитать скороговорку в своем естественном темпе несколько раз, а затем постепенно увеличивать темп. При этом помните, что главное - не ускорение темпа, а чтение и произношение без ошибок.
Скороговорки на б, п, ф, в, к, Д, т, х:
• Добыл бобов бобыль.
• От топота копыт пыль по полю летит.
• У Феофана Митрофаны-ча три сына Феофанычи.
• Верзила Вавила весело ворочал вилы.
• Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
• Водовоз вез воду из-под водопровода.
• Ткет ткач ткани на платки Тани.
• Волховал волхв в хлеву с волхвами,
Скороговорки на р, л, м, н:
• На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
• Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.
• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
• Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
• На мели мы лениво налима ловили. На мели мы ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня?
• Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Скороговорки на с, з, ш, щ, ж, ч, ц:
• У Сени и Сани в сетях сом с усами.
• Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
• У ежа ежата, у ужа ужата.
• В Чите течет Читинка.
• Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Речевая гимнастика
Практические упражнения, приведенные выше, предназначены для длительной и последовательной работы над своим голосом. Настроить свой речевой аппарат на продуктивную работу в течение 5 минут можно с помощью следующей речевой гимнастики:
1. Выполните любое дыхательное упражнение.
2. Разминка губ: энергично в течение одной минуты произносите Б-П.
3. Разминка языка: энергично в течение одной минуты произносите Д-Т.
4. Разминка гортани: одну минуту повторяйте К-Г.
5. Произносите любую скороговорку (например, «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!») с разной интонацией. Например, грубо, удивленно, фамильярно, сурово, строго, робко, самоуверенно, поучающе, весело,тепло, холодно,заискива юще, интимно, ласково, равнодушно, рассерженно, официально, серьезно, язвительно, иронично, настырно, недовольно, растерянно, завистливо, восторженно.
БЛОК 3. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ПРОДАВЕЦ -ПОКУПАТЕЛЬ»
Участники тренинга делятся на пары. В первой серии игр один человек в паре играет роль продавца, другой - роль покупателя. Во второй серии игр участники пары меняются ролями. Продавец должен пройти все этапы продажи и подвести клиента к покупке ювелирного украшения. При этом покупатель вытягивает карточку, на которой написано, что и для кого ему нужно купить:
• серьги в подарок подруге;
• кольцо к серьгам;
• цепочку;
• браслет жене на день рождения;
• кольцо жене на серебряную свадьбу;
• кольцо дочери на окончание школы;
• колье к вечернему платью;
• цепочку к крестику;
• кулон маме на день рождения;
• брошь к вечернему наряду.
В заключение хочется отметить, что самое главное условие эффективности обучения - это желание сотрудников учиться и профессионально развиваться. Если сотрудник не понимает, зачем ему нужно учиться, то любой самый замечательный тренинг будет пустой тратой времени. В следующем номере «Навигатора ювелирной торговли» читайте про способы мотивации и стимулирования персонала ювелирного магазина.