В предыдущей статье «Мотивация и стимулирование персонала» мы выяснили, что мотивация есть желание человека выполнять профессиональную деятельность. Сила мотивации того или иного сотрудника связана с тем, насколько он может удовлетворить свои потребности через данную трудовую деятельность.
Другими словами, разные особенности трудовой деятельности выступают в качестве мотивов (предметов потребностей). Если руководитель хочет влиять на мотивацию, стимулировать персонал, то он должен: 1) понять, какие потребности побуждают его сотрудников; 2) организовать так трудовую деятельность, чтобы обеспечить удовлетворение этих потребностей. В практическом приложении к этой теме мы рассмотрим три методики. Первые две используются для оценки мотивации отдельных сотрудников, а третья – для проведения анонимного опроса среди сотрудников, она показывает общие настроения в коллективе. Стоит отметить, что первая методика более подробная и трудоемкая, а вторая и третья позволяют провести быструю диагностику.
МЕТОДИКА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (Б. Басс)
Инструкция. Опросник состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов – А, Б, В. При ответе на каждый пункт: 1) выберите тот вариант ответа, который больше всего соответствует реальности, и обведите его кружком; 2) выберите тот вариант ответа, который меньше всего соответствует реальности, и обведите его квадратиком.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся, к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и добро желательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать;
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным;
Б. Авторитетным;
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
Б. Композитором;
В. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.
Ключ. Напротив ответов, обведенных кружком, поставьте 2 балла. Напротив ответов, обведенных квадратиком, поставьте 0 баллов. Напротив оставшихся невыбранных ответов поставьте 1 балл. Перенесите баллы из опросника в следующую таблицу, не обращая внимание на буквы, которые стоят в клетках таблицы. Далее посчитайте общее количество баллов в клетках таблицы с буквой Я, О и Д.
Интерпретация
Буквы Я, О, Д соответствуют разной направленности личности:
· Направленность на себя (Я) – преимущественная ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.
· Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Номер вопроса |
Ответ «А» |
Ответ «Б» |
Ответ «В» |
1 |
Я |
Д |
О |
2 |
Д |
Я |
О |
3 |
Я |
Д |
О |
4 |
Д |
О |
Я |
5 |
О |
Я |
Д |
6 |
О |
Д |
Я |
7 |
Д |
О |
Я |
8 |
Я |
О |
Д |
9 |
О |
Д |
Я |
10 |
Я |
Д |
О |
11 |
Д |
Я |
О |
12 |
О |
Я |
Д |
13 |
О |
Д |
Я |
14 |
Я |
Д |
О |
15 |
Д |
Я |
О |
16 |
Я |
Д |
О |
17 |
Я |
Д |
О |
18 |
Я |
О |
Д |
19 |
Я |
О |
Д |
20 |
Д |
О |
Я |
21 |
О |
Я |
Д |
22 |
О |
Я |
Д |
23 |
О |
Д |
Я |
24 |
Д |
Я |
О |
25 |
Я |
Д |
О |
26 |
О |
Д |
Я |
27 |
О |
Я |
Д |
Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Полученные суммы баллов по Я, О и Д говорят о степени выраженности у человека направленности на себя, общение и дело соответственно. Также они позволяют судить о приоритетах человека: о том, что для него более важно и что менее важно.
МЕТОДИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (К. Замфир – А. Реан)
Инструкция. Прочитайте следующие мотивы профессиональной деятельности и оцените их значимости для вас по пятибалльной шкале:
1 – в очень незначительной мере;
2 – в достаточно незначительной мере;
3 – в небольшой, но и не в маленькой мере;
4 – в достаточно большой мере;
5 – в очень большой мере.
Опросник
1. Денежный заработок
1 2 3 4 5
2. Стремление к продвижению по работе
1 2 3 4 5
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег
1 2 3 4 5
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
1 2 3 4 5
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других
1 2 3 4 5
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы
1 2 3 4 5
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности
1 2 3 4 5
Ключ. Подсчитайте показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) по следующим формулам:
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2;
ВПМ = (оценка пункта 1 + оценка пункта 2 + оценка пункта 5)/3;
ВОМ = (оценка пункта 3 + оценка пункта 4)/2.
Показателем каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (число может быть дробным).
Интерпретация
В основе данной методики лежит концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутреннем типе мотивации говорят, когда для человека имеет значение деятельность сама по себе. А о внешнем типе мотивации – когда человек стремится к удовлетворению потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.). Внешние мотивы принято делить на внешние положительные (получить награду) и внешние отрицательные (избежать наказания). Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
При интерпретации результатов методики определяют так называемый мотивационный комплекс человека, т. е. смотрят соотношение у него трех видов мотивации – ВМ, ВПМ и ВОМ. К оптимальным мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип: ВОМ > ВПМ > ВМ. Между ними заключены мотивационные комплексы, промежуточные с точки зрения их эффективности. Также при интерпретации следует учитывать, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
ОПРОСНИК «УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ СОТРУДНИКИ РАБОТОЙ В ВАШЕМ МАГАЗИНЕ?» (С.В. Сысоева)
Инструкция. Данный опрос проводится анонимно для того, чтобы понять, насколько сотрудники магазина удовлетворены своей работой. Пожалуйста, прочитайте следующие 12 вопросов и ответьте: «Я удовлетворен» («+») или «Я не удовлетворен» («–»). Ваши ответы помогут руководителю понять, что устраивает и что не устраивает сотрудников, и изменить ситуацию к лучшему.
Опросник
1. Престижность компании
2. Социальные льготы
3. Выполнение руководством декларируемых мероприятий (например, своевременная выплата зарплаты, предоставление отпуска и т. д.)
4. Наличие четко очерченных обязанностей с четкими критериями оценки результата
5. Уровень заработной платы
6. Комфортное рабочее место
7. Интересная работа
8. Возможность карьерного роста
9. Похвала, признание результатов работы
10. Возможность участвовать в решениях по компании в целом
11. Возможность проявлять инициативу
12. Наделение ответственностью и полномочиями
Ключ. Подсчитайте, сколько сотрудников ответило «Удовлетворен» («+») и «Не удовлетворен» («–») на каждый из вопросов.
Интерпретация
Ответы на вопросы с 1 по 6 дают информацию о том, собираются ли ваши сотрудники увольняться в ближайшее время. Если сотрудники ответили в основном положительно, то они ценят свое рабочее место и будут за него держаться. Если отрицательных ответов больше, то сотрудники не удовлетворены и уволятся при первой возможности.
Ответы на вопросы с 7 по 12 говорят о том, насколько ваши сотрудники мотивированы работать лучше. Если сотрудники ответили на эти вопросы в основном положительно, то они будут стремиться выполнить свою работу лучше, ориентированы на получение высоких результатов. Если же большинство ответов отрицательные, то, вероятно, компании не удается увеличить эффективность работы сотрудников. Чтобы исправить сложившуюся негативную ситуацию, нужно обратить внимание на пункты, получившие максимальное количество отрицательных ответов.