Сколько баек и анекдотов сложено о женских коллективах! Какие только эпитеты им не присваивают: «цветник» и «гадюшник», «бабий батальон» и «пауки в банке»… Одни считают, что нет ничего хуже, чем попасть в чисто женское окружение, другие находят в нём серьёзные преимущества. Сегодня мы начинаем разговор о женщинах на работе вообще и женском коллективе в частности.
ЖЕНЩИНЫ БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫ, ЧЕМ МУЖЧИНЫ
…И это создаёт для них как дополнительные преимущества, так и дополнительные сложности. Собственная эмоциональность позволяет женщине более тонко чувствовать настроения другого человека, «слабые» сигналы, идущие от него в виде оттенков интонации и мимики. Как правило, женщина больше склонна к эмпатии – сопереживанию по отношению к другому, чаще склонна демонстрировать сочувствие. Все эти качества позволяют ей эффективно взаимодействовать с другими людьми, в том числе и из-за прилавка магазина.
Обратная сторона эмоциональности – повышенная чувствительность к негативным моментам («женщина может сделать из «ничего» три вещи: шляпку, салат и трагедию»). Даже самое корректное замечание может быть истолковано прекрасной половиной человечества как «наезд».
Обычно в ситуации конфликта эмоциональные люди быстрее и легче срываются, и уж если срыв произошел, могут обидеть гораздо сильнее, чем люди «безразличные«. Но и это ещё не всё - даже после завершения конфликта многие женщины «прокручивают» в голове произошедшие события, продолжая переживать. Кроме того, эмоциональная вовлечённость в ситуацию часто не позволяет сторонам найти оптимальный способ решения проблемы.
Что можно предпринять, чтобы уменьшить негативное влияние этих особенностей?
Во-первых, лучше, если замечания будут сопровождаться «буфером» из позитивных моментов. Примерная схема такой критики: позитив – негатив – позитив. Во-вторых, если замечание не требует немедленной реакции, лучше оставить его на конец этого рабочего дня или на начало следующего. Даже мягкая критика, высказанная в разгар работы, может вызвать болезненные переживания вашей подчинённой и привести к ухудшению её работы.
Особенно чувствительным может оказаться замечание, сделанное в присутствии свидетелей – коллег, а тем более клиентов. Кстати, большинство директоров ювелирных магазинов – женщины, а значит, тоже попадают под власть эмоций. Как удержать себя в руках в такой момент? Можно воспользоваться полезным приёмом: прежде чем устроить «разнос» своей сотруднице, сформулируйте суть претензий на бумаге. Это позволяет подобрать корректные формулировки, отделить факты от эмоций и несколько отсрочить время разговора, а значит, немного успокоиться и получить возможность взглянуть на проблему более объективно.
Особо стоит остановиться на проявлении позитивных эмоций руководителя по отношению к отдельным сотрудникам. Речь идёт о наличии в коллективе любимчиков. Конечно, наивно думать, что разные люди будут вызывать одинаковое отношение к себе. Нюансы всегда были, есть и будут. Но если разница в отношении становится заметной всем окружающим, тут же появляется питательная среда для разного рода сплетен и интриг. Скрывать своё отношение могут далеко не все и не всегда, а женский коллектив, изощрённый в разгадывании «скрытых» сигналов, быстро начнёт интерпретировать не только реальные, но и воображаемые признаки. Постарайтесь разделять две области восприятия человека: личные впечатления и профессиональные качества. Опять же попробуйте доверить свои впечатления бумаге: разделите лист на две части и занесите соображения по каждой сотруднице в две колонки – плюсы и минусы. Потом подсчитайте количество тех и других по каждой подчинённой. Если итоги будут различаться в два раза и больше (например, три плюса и шесть минусов), постарайтесь честно ответить сами себе на вопрос – нет ли здесь ваших личных симпатий или антипатий. Ну, а если ваш ответ окажется положительным (все мы люди!), проделайте следующее – уравновесьте плюсы и минусы в вашей табличке. Возможно, вам удастся найти скрытые преимущества у человека, который вам несимпатичен, и более объективно взглянуть на того, у кого вы не нашли никаких недостатков.
ЖЕНЩИНА ЦЕНИТ ЗНАКИ ВНИМАНИЯ
Совместные мероприятия, нестандартные сувениры к празднику (особенно подобранные индивидуально), возможность получить помощь и поддержку в трудных ситуациях – все эти мелочи формируют в женском коллективе дополнительную лояльность и преданность работе. «Продвинутые» руководители устраивают детские праздники, а некоторые даже помнят про дни рождения детей сотрудников. Причём в отношении женщин особенно актуальна пословица «дорог не подарок, а внимание». Так, праздничное чаепитие с весёлыми конкурсами может произвести большее впечатление, чем выданные всем мамам билеты на новогоднюю ёлку, даже лучшую в городе.
ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ СЕМЬЯ ВАЖНЕЕ РАБОТЫ
В большинстве случаев это действительно так. Конечно, бывают и исключения – дамы, ориентированные исключительно на карьеру, считающие неважным всё, что находится за пределами рабочего места. Но, как правило, даже записные карьеристки отреагируют на звонок заболевшего ребенка или будут переживать из-за вчерашнего скандала с мужем. Конечно, если женщина работает в коллективе, где преобладают «мужские» правила – формальный порядок, железная дисциплина и т. д., ей придётся «соответствовать» – скрепя сердце, делать вид, что ничего особенного не произошло. Но негатив, загнанный внутрь, всё равно не даст ей работать в полную силу. Поэтому иногда эффективнее оказывается отпустить сотрудницу для решения важных семейных проблем, чем наблюдать, как она, не в состоянии продуктивно работать сама, начинает баламутить всех окружающих. Не забывайте – в хорошем женском коллективе развита эмпатия, а значит, глядя на взволнованную коллегу, все остальные тоже начинают переживать – и за неё, и за себя («а вот у меня тоже был такой случай»).
СКЛОКИ И СПЛЕТНИ ЖЕНСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Вообще-то, сплетни можно разделить на две категории. Первая возникает, как правило, из-за излишней общительности и недостаточной загруженности сотрудниц (в народе это называется «чесать языки») – слово за слово, одному про другого, второму про первого, по-свойски, без злых намерений. Просто рассказанную нам историю мы склонны передавать другим в более интересном виде, чем её получили. Если ситуация выглядит именно так – возможно, у вас нет повода для беспокойства. И кстати, из подобных сплетен можно много узнать о самих сплетницах (ведь дорисовывают картинку они своими собственными «красками»).
Проблемы начинаются тогда, когда в коллективе циркулируют сплетни второй категории, призванные опорочить кого-то или намеренно создать о ком-то ложное впечатление. У этого явления более глубокие корни, чем просто отсутствие хороших манер. Как правило, традиционное воспитание девочек подавляет у них проявление явных признаков агрессивного поведения. Вместе с тем агрессия – такая же эмоция, как и другие, и женщины точно так же могут её испытывать. Просто у прекрасной половины человечества она обычно трансформируется в другие формы – сплетни, интриги и мелкие пакости, которые можно незаметно делать друг другу (например, «случайно» сделать свои пометки на важном для коллеги документе). Такого рода проявления – всегда симптомы более серьёзной болезни коллектива, при которой иногда помогает лишь «хирургическая операция» – замена проблемного сотрудника или его перевод на другое место работы. Причины могут быть многообразными – тут и зависть к более удачливым сотрудницам, и желание занять в коллективе роль «серого кардинала», действуя по принципу «разделяй и властвуй». Может быть и так, что сплетни являются скрытой формой бунта против неугодного руководителя (не зря говорят, что сплетни – «опиум угнетённых»).
Как вести себя в этой ситуации? Если в коллективе только намечается подобная тенденция – лучше всего остановить её демонстративным нежеланием в этом участвовать. Это означает, что вы не только не передаёте никому личную информацию о другом человеке, но и не будете слушать её, если кому-то захочется поделиться с вами (например, остановив собеседника фразой «спасибо, мне это неинтересно», «я спрошу об этом у неё самой» и т. д.). Типичная ошибка многих руководителей – они считают, что для них важно «быть в курсе» и думают, что услышанная ими сплетня не отразится на их оценке сотрудника. Увы, как бы вы ни старались сохранять объективность, подсознание возьмет своё и добавит негатива в ваше представление о человеке. А согласие руководителя получить очередную порцию свежей «информации» лишь усиливает тенденцию.
Кстати, хорошей профилактикой сплетен является открытое обсуждение интересующей всех темы на общих «пятиминутках» – от проблемы «когда и кому будут повышать зарплату» до вопроса «чем занимается муж Марии Николаевны». Если же мы имеем дело с «запущенным» случаем, то важно определить «очаг воспаления» – инициатора подобной информации. Коллектив, как правило, «своих не выдаёт», а иногда действительно сложно найти начало ниточки – человеческая память, увы, несовершенна. Обычно есть две-три кандидатуры на роль зачинщиц сплетни. Опытные руководители знают, что в этом случае самый простой вариант определить истинный источник – сообщить (строго конфиденциально!) каждой из них по отдельности разную, но во всех случаях недостоверную или непроверенную информацию. Спустя несколько дней, когда эхо слухов вернётся к вам, вы по его содержанию сможете определить «эпицентр».
А что потом? Первым делом постарайтесь понять, какие причины побуждают человека к такой активности. Не стоит поддаваться соблазну простого объяснения – это всё, мол, результат дурной наследственности и неправильного воспитания. Может быть, для кого-то этот путь оказался единственным способом привлечь к себе внимание и почувствовать себя нужной и значимой? Сможете ли вы дать ей другой – безопасный для окружающих – способ получить признание?