Отечественный ювелирный рынок становится всё более цивилизованным. Некоторым для успеха достаточно вооружиться знаниями по маркетингу, другим – лояльными протекторами. Вот и директор сети «Золотая лавина» Игорь Ракша из Тюмени не просто использовал современные стратегии развития бизнеса, но и в чём-то нарушал установленные «правила игры», каждый раз привнося нечто своё, неповторимое в традиции отрасли.
ВЕТЕР ПЕРЕМЕН
Энергичный, обаятельный, уверенный в своих силах… Кажется, для Игоря Ракши, директора ювелирной сети «Золотая лавина», нет большего удовольствия, чем жить и работать в эпоху перемен. Между тем, для многих это – непосильное испытание. И дело здесь не только в оптимизме и выносливости Ракши, главное – в его таланте предпринимателя, в желании и умении действовать смело, эффектно, оригинально. У него тысячи идей, ему тесно в рамках одного бизнеса. За что бы ни брался Игорь Рафаэльевич, он добивался успеха и максимальной эффективности.
К середине 90-х годов под руководством бизнесмена сложилась и успешно развивалась торговая компания «Техномир», которая объединяла торговлю аппаратурой, одеждой и часовой бизнес. Однако бизнес – это постоянное развитие. После тщательного анализа существующего рынка и оценки вектора потребительского спроса Ракша открывает ювелирный бизнес.
При освоении нового сегмента рынка важно было грамотно организовать дело. По мнению Игоря Рафаэльевича, не важно, каким бизнесом заниматься, главное – уметь управлять, придерживаться определенных правил. Именно поэтому открытию его ювелирного бизнеса предшествовал анализ спроса и потребительских предпочтений, сравнительная оценка конкурентов, после чего и последовало уникальное товарное предложение.
ЗАКОНОДАТЕЛИ МОДЫ
Перво-наперво талантливый предприниматель решил в своем регионе ввести моду на золотые изделия. Не только богатым ассортиментом разной ценовой категории, но и массированной рекламой и громкими акциями боролся с общественным стереотипом, будто бы золото доступно только избранным. На сегодня эта цель достигнута. В магазины «Золотая лавина» приходят студенты и пенсионеры за недорогим подарком, состоятельные горожане за редкими украшениями и даже школьники – за памятными сувенирами. Безусловно, эта ювелирная сеть пользуется популярностью у земляков и гостей Тюменской области.
Вложения в ювелирную отрасль оправдывают себя. Сейчас рынок золота на подъеме, поскольку ценовая категория сравнялась со сходными товарами (субститутами). К примеру, можно купить бижутерию дороже золотых украшений, однако пользы от драгоценных металлов больше: они и хранятся дольше, и для здоровья полезней (целебные свойства золота, серебра и других «даров природы» известны испокон века).
Успех ювелирного бизнеса Ракши – результат многих составляющих: благоприятной атмосферы рынка, удачной ассортиментной политики, продуманной стратегии развития и целого арсенала маркетинговых средств, стимулирующих продажи. «Сейчас не проблема найти деньги на развитие бизнеса. Рынок и без того переполнен, – считает Игорь Ракша. – Гораздо важнее уметь предложить товар. И здесь нельзя переоценить значение новых идей. Именно поэтому при подборе персонала мы отдаем предпочтение молодым специалистам с современным образованием, у которых «не запудрены мозги». Такие ребята способны придумывать идеи, продвигающие бизнес. А мы высоко ценим умные головы и свежие мысли».
И действительно, существование сети – сплошь яркие акции, которые на слуху у жителей Тюменской области. Горожане помнят ювелирный марафон «Кто быстрее добежит до наших магазинов». Живой рекламой в витринах магазинов служат красавицы в изящных одеяниях и золотых украшениях. Кстати, Мисс Тюмень и Мисс Россия – 2006 вышли из окон «Золотой лавины». А сколько красавиц таким замысловатым образом нашли свою вторую половину и не сосчитать! Не случайно, побобно бриллиантам, эту ювелирную сеть считают «другом девушек». Самая последняя акция – вручение школьникам памятных медальонов «Золотые головы» за отличные оценки в конце учебного года.
То и дело в магазины заходят дети за нехитрыми призами (блокноты, канцелярские принадлежности), но как приятно их заслужить за «пятёрки» и получить из рук взрослых в красивых магазинах. По просьбе счастливых родителей, чьи чада стали заметно лучше учиться, акция продолжается по сей день.
Так что название сети «Золотая лавина» вполне себя оправдывает – на обилие золотых украшений стекается масса людей, чтобы выбрать что-то своё. По расчётам директора, название должно было, как магнит, притягивать покупателей и служить обещанием успеха: «Своим коллегам из ювелирной отрасли, задумывающим начать или оптимизировать бизнес, я бы посоветовал начать с выбора названия. Мне кажется, время «Алмазов», «Кристаллов» уже ушло. Подобное название навевает скуку советского периода. Другое дело – яркое, выдающееся название, которое показывает концепцию, задает ритм торговли и служит своеобразным амулетом бизнеса».
«НАРУШИТЕЛИ» ПРАВИЛ
И всё-таки такого успеха не было бы, если бы Игорь Ракша вёл бизнес, как все. Собственная неординарность толкает его на новшества в ведении бизнеса. Он не любит галстук и костюм, как не приемлет всё однообразное и скучное. Один бизнес для него – слишком мало. Строгость и единство политики ювелирной сети – слишком скучно. Отсюда – выдающиеся результаты.
Одно из достижений – самый крупный в Уральском федеральном округе ювелирный гипермаркет, где прекрасно сочетаются не только ювелирный, часовой, ресторанный и другие бизнесы с фэшн-индустрией, свадебным салоном. Идея такова, что, гуляя по гипермаркету всей семьей (благо, можно подкрепиться в ресторанах), выбирая вещи на все случаи жизни, обязательно вспомнишь о ювелирных подарках. Потому что драгоценности и часы – лучшее дополнение и в праздничные моменты (например, на свадьбу), и в повседневной жизни. Они способны преобразить человека, выразить его индивидуальность и создать настроение.
Концепция сети магазинов «Золотая лавина» – с тем же индивидуальным подходом. Безусловно, в 17 магазинах присутствуют признаки единой сети, однако все они разные по ассортименту и дизайну. По мнению директора сети, скучно делать магазины в одном стиле: «Да и невыгодно это: если покупатели будут думать, что все наши магазины одинаковы, то они не станут посещать их все, а так – остаётся интрига». Именно поэтому в сети «Золотая лавина» нет доминанты: директор каждого магазина имеет право выбирать ассортимент и создавать дизайн интерьера на свой вкус. Таким образом, в самой ювелирной сети магазины начинают конкурировать между собой и становятся лучше, в каждом из них – свой ассортимент и своя аура.
Поклонников ювелирных изделий ожидает ещё один подарок от Игоря Ракши – в ближайшее время открывается шестиэтажный ювелирный центр, оборудованный по последнему слову техники с бассейном на шестом этаже. И это ещё не всё: рядом заливают бетоном котлован, где будут возводить развлекательный комплекс с клубной гостиницей для клиентов, уставших от бриллиантовой феерии.
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
Глядя на стиль руководства г-на Ракши, приходишь к выводу, что ещё одним залогом процветания ювелирного бизнеса, является порядочность во всех делах и человеческая щедрость, доброта, доброжелательность к коллегам, к покупателям, к землякам, просто к людям. По убеждению Игоря Рафаэльевича, золото – абсолютно энергетический металл, который произведён с любовью мастерами-ювелирами, а не холодными машинами, он помнит тепло человеческих рук. Поэтому когда имеешь дело с таким товаром, и самому хочется быть лучше, распространять дальше позитивную энергию металла. Может быть, поэтому деятельность создателя «Золотой лавины» не ограничивается только бизнесом и не оценивается только выгодой.
Когда на работе хочешь жить одной большой ювелирной семьей, с добрыми традициями, преемственностью, здоровой конкуренцией, это ведь не только бизнес. «Самое страшное в капитализме, что люди стали враждебны друг другу, – говорит Игорь. – Нам бы хотелось, чтобы сотрудники держались друг за друга и ценили друг друга, как добрые родственники, при этом стремились быть лучшими». Не случайно в ювелирном сообществе «Золотая лавина» вырастают корпоративные звезды, которые талантливо общаются с покупателями.
Когда веришь в талант российских мастеров и при выборе ассортимента отдаешь предпочтение их изделиям, это уже поддержка отечественного производителя. Когда создаёшь несколько видов бизнеса, новые рабочие места, это и есть реализация национального проекта о предпринимательстве. Когда поддерживаешь детей и способствуешь их развитию, это забота о будущем здоровом поколении. Это касается не только поощрения отличников в салонах магазинов, но и обеспечение бесплатного образования для медалистов-выпускников, которых по договорённости с местным вузом без конкурса принимают на учёбу (обучение оплачивает сам бизнесмен). Благодаря этому в Тюменской области стало модно хорошо учиться. Когда продвигаешь товары, которые поднимают настроение, как ювелирные украшения, то делаешь жизнь красивее и счастливее. Это и есть особый талант – преумножать красоту.
«Счастья вам, добрые люди» – это древнее русское пожелание прижилось в компании «Техномир» и стало основой отношения её сотрудников ко всем без исключения партнерам, клиентам и покупателям.