Интервью.
Генеральный директор сети ювелирных магазинов и Ювелир-центра «Жана Алмаз» (г. Чимкент, Казахстан) Юлдашева Р. М.
- Раушан Мустафаевна, расскажите, пожалуйста, как все начиналось.
До того, как открыть свой первый магазин в Чимкенте, я работала на других предприятиях – сначала была обувная фабрика, потом – чулочно-носочное производство. Однако всегда я хотела достичь большего. И однажды брат мне сказал – открывай свое дело, у тебя хорошо получается, хватит ходить в чьих-то заместителях.
В 2001 году был куплен магазин, который я стала сдавать в аренду. Отделы в нем были самые разные, в том числе бижутерия и «ювелирка». Несмотря на то, что изделия, которые продавали арендаторы, были очень слабые, людей за золотом приходило очень много. И я подумала, почему бы самой не попробовать торговать ювелирными изделиями?
В 2002 году всё началось с двух прилавков, а первой крупной компанией-поставщиком стал «Алмазхолдинг» – в Казахстане мы были одними из первых их партнёров. Хочу сказать им огромное спасибо за поддержку: многому меня научили, подсказывали, как лучше поступить, какие изделия закупать, свозили на выставку, помогли наладить контакты – что называется «дали направление». Начинали мы с закупки товара у них на 7 тысяч долларов, через три месяца взяли уже на 30…
Постепенно, когда всё стало получаться, подумала, мы с мужем решили создать свой магазин. Начали возить в Чимкент не только дорогие золотые изделия, но и те, которые могли приобрести и люди со средним достатком, что и позволило значительно увеличить оборот.
- Что помогло развитию вашего бизнеса, кто поддержал, помог вам поверить в собственные силы?
В первую очередь, мне помогла моя мама – если бы не она, вообще ничего бы у меня не получилось. Большую помощь оказал муж, полковник, твёрдо внушивший мне, что я всё смогу и справлюсь со всеми трудностями. Впоследствии он занимался строительством магазина и его дизайном. Очень сильно меня поддержали три брата и сестра. Без существенной материальной и моральной помощи родных мне вряд ли удалось бы открыть своё дело.
- Что показалось вам наиболее трудным и сложным на этом пути?
Трудностей, конечно, было много. До того, как начать заниматься золотом, я ведь ничего о продаже ювелирных украшений не знала, многое было непонятно: где брать изделия, у кого, сколько, по какой цене, что будет пользоваться спросом, а что нет?.. Документов по бизнесу нет, литературы специальной нет, и учиться не у кого… Но было самое главное – уверенность в себе, а её давали мне мои близкие.
С самого начала мне очень начал помогать «Навигатор ювелирной торговли» – много в нём было такого, что очень пригодилось. Я читала по ночам, потом надоедала менеджерам «Алмазхолдинга», «Эвереста», «Эдема», вместе разбирались, делились опытом. Прочитываю каждый свежий номер журнала и сейчас, а литературу по ювелирному бизнесу до сих пор привожу из поездок коробками.
Когда мы начали работать, на казахстанском рынке уже были «Алмазхолдинг» и «Адамас» – на них, как говорится, уже работало имя. Мы же пошли своим путем, решив просто хорошо делать своё дело. У нас цены были ниже процентов на пять, а доходы росли в основном за счет оборота, поскольку мы предлагали товар для покупателей с разным достатком – изыскивали средства, которые можно было привлечь, принимали заказы от покупателей, даже если суммы были небольшими.
Поначалу жители Чимкента отнеслись к нам настороженно: дескать, «частный магазин» (например, ставший к тому времени частным «Казахювелир», многие как таковой не воспринимали – они ведь были его клиентами долгие годы). А потом люди – из любопытства – приходили к нам и удивлялись: «У вас качество товара другое!». Надо сказать, что мы торгуем только ювелирными изделиями российского производства.
Ударом, конечно, стала для меня смерть мамы, и, спустя полтора года – потеря мужа. На девять месяцев я «выпала» из бизнеса, и только поддержка семьи помогла вернуться к работе – я знала, что я не одна.
- Расскажите о достижениях компании. Что вы считаете успехом «Жана Алмаз»?
Главное наше достижение – это расширение сети. За годы своего существования сеть очень выросла: сейчас в нее входят магазины в нескольких городах – Чимкент, Сары-Агеш, Астана и др. При этом у нас ни один магазин по внешнему виду не повторяет другой. Раньше мы пытались придерживаться общего фирменного стиля в оформлении торговых точек, но впоследствии от этой идеи отказались, решив, что главное – единая форма работы и единые требования к качеству обслуживания клиентов.
- Как «Жана Алмаз» формирует ассортимент изделий для своей сети?
Я всегда ориентировалась на свой личный вкус. И до сих пор отборка продукции – на мне, больше некому доверить. Получилось, что несколько раз я отправляла менеджеров, товароведов за изделиями, но опыт был неудачным. А то, что выбираю и заказываю я, в большинстве случаев пользуется – так уж получается. Возможно, секрет в том, что я до сих пор нахожу время сама постоять за прилавком – по субботам и праздникам. Это помогает изучать спрос, точнее планировать, сколько и какого товара заказывать в следующий раз. Хотя, может быть, это моя ошибка – что всё беру на себя.
По своему опыту знаю, что у нас, в основном, спросом пользуется красное золото, однако в последнее время становится популярным и желтое. В качестве вставок лучше идет бирюза и янтарь (что, на мой взгляд, для южной республики удивительно), чуть хуже - гранат. Конечно, я учу сотрудников отбирать товар, делюсь с ними опытом, но обучение – процесс очень долгий, а все рекомендации не запишешь…
- Расскажите о подборе персонала для магазинов вашей сети – есть ли какие-то особенности?
В «Жана Алмаз» у меня не работают родственники – кроме моих детей и, в прошлом, мужа, который тоже был сотрудником компании. Именно он занимался подбором персонала: по его настоянию, был введен возрастной ценз, и уделялось очень большое значение внешности тех, кто работал в торговом зале. Но после случаев воровства среди работников персонал пришлось поменять и начать всё с нуля. Тогда же изменились и критерии: стараюсь брать девушек с высшим образованием, причем я заинтересована в том, чтобы коллектив был интернациональный. Обучение персонала мы организуем сами: снабжаем литературой, даем возможность ее изучить. Через месяц обучения работник должен пройти тестирование, ответив на вопросы о камнях, способах обработки и т. п. Могу сказать, что кто хочет работать, тот старается.
Правила для персонала магазинов сети у нас очень жесткие, однако это позволило решить проблему текучести кадров. Контракт с ними заключается сроком на один год, и, согласно ему, в случае внезапного увольнения они выплачивают компании крупную неустойку. Выходящих замуж девушек я у себя также не держу, и связано это связано с восточным менталитетом: дело в том, что мужья сотрудниц часто пытались вмешаться в дела компании, а это, согласитесь, ни к чему.
- В чем важнейшие отличия «Жана Алмаз» от конкурентов? Какова, на ваш взгляд, формула формула успеха компании?
Дело в том, что мы всегда стараемся пойти клиенту навстречу: например, взял у нас покупатель серёжки, а спустя некоторое время попросил подобрать к ним и колечко. Я звоню, договариваюсь, чтобы колечко сделали – даже если партия будет небольшая, и даже если оно – единственное. Или, например, если клиент увидел изделие в серебре, а хочет такое же в золоте – пожалуйста! Наши поставщики также идут нам навстречу, и мне нравится с ними работать.
Еще один секрет успеха – внимание к новинкам. Я выставок не пропускаю, всегда стараюсь привезти что-то новое, необычное, хотя бы 1-2 наименования, что может обогатить наш ассортимент и привлечь новых покупателей, иначе – скучно. Этому же я учу своих сотрудниц, всегда им говорю: "Если ты с выставки приехала – должна привезти новики».
И еще очень важно: работая в ювелирном бизнесе, не надо обманывать, не надо хитрить. Покупателю нужно честно рассказывать о товаре, а для того, чтобы не было стыдно, надо просто покупать качественный товар и выбирать только надёжных поставщиков.
- И, напоследок, поделитесь с нашими читателями мыслями о дальнейших перспективах и планах «Жана Алмаз».
Бизнес мы планируем развивать. Недавно в Чимкенте построили два торговых центра «МЕГА», где также будут отделы «Жана Алмаз». Ими сейчас занимается мой сын, а в дальнейшем он намерен развивать другое направление – продажу часов. Здесь своя специфика, и мы решили отделить этот бизнес от продажи ювелирных украшений.
В уже существующих магазинах мы планируем развивать услуги для покупателей. После того, как у нас появился свой ювелир с Алма-Атинского ювелирного завода, мы стали оказывать клиентам услуги по чистке и ремонту украшений. Для удобства покупателей мы открыли в центральном магазине компании отдельные залы – бриллиантовый, янтарный, гранатовый, бирюзовый, зал фианитовой группы, мужской зал, а также отдел новинок и отдел со столь популярными в Казахстане ювелирными украшениями для детей.
Очень хотелось бы воплотить в жизнь идею о создании собственного производства обручальных колец и браслетов. Однако здесь много нюансов: прежде, чем вложить деньги в новое оборудование, нужно подготовить персонал, который сможет на нем работать, а с этим в республике пока могут возникнуть сложности. Но глаза боятся, а руки делают.
Много говорят в последнее время о том, что на ювелирный рынок Казахстана придут новые компании, в том числе – крупные торговые компании из России. Но я пока конкуренции не боюсь. Главное – хорошо делать свою работу.