Ювелирный бизнес в Америке остается царством патриархальности. Ведь 96% компаний этого сектора, оперирующих двумя третями розничных точек, владеют лишь одним магазином. Типичный специализи¬рованный ювелирный магазин в США - это заведение с оборотом немногим более 1 млн долл. в год. В нем заняты 5-6 человек. Как мы уже говорили, у владельца чаще всего лишь один магазин. Концентрация бизнеса остается низкой: на долю четырех крупнейших специализированных ювелирных сетей приходится менее 25% рынка. Это контрастирует с другими отраслями розничной торговли, где доля первой четверки, как правило, значительно выше и может составлять более 90%. На долю специализированных магазинов приходится около 50% розничного оборота ювелирных товаров в США.
Наш обзор базируется на данных Бюро переписи США. Перед нашими глазами американская ювелирная розница как таковая, то есть магазины, торгующие в основном или полностью ювелирными украшениями и дорогими часами. Это растущий и успешный бизнес, так как, несмотря на некоторое сокращение числа фирм и магазинов, растут и доходы, и зарплата, да и количество занятых растет. Мы видим, что, во-первых, производительность ювелирных фирм растет, во-вторых, несмотря на некоторую консолидацию в отрасли, в ней доминирует малый бизнес. Напоминаем, что специализированные ювелирные магазины в последние годы «отрабатывают» около 50% американского розничного ювелирного рынка. Другая половина оборота генерируется массовыми универсальными ритейлерами, такими как Wal-Mart, J.C. Penney, Costco и др.
Мы будем использовать термин «доходы» или «выручка» (revenues), когда мы говорим о бух-галтерской выручке фирмы вне зависимости от источника, и «продажи» либо «оборот» (sales), если мы имеем в виду выручку от реализации ювелирных изделий.
Один из ключевых моментов для нас — это борьба за достоверность данных. В IDEX Online Research мы обычно пользуемся методом триангуляции — то есть получаем цифры, сопоставляя минимум три источника. Но американский и мировой ювелирный бизнес, к сожалению, пока недостаточно прозрачны, поэтому нам обычно доступны не более двух источников. Более того, и эти данные, в свою очередь, часто неточны и базируются на оценках. Тем не менее мы уверены, что даже наша не вполне точная картина будет полезна всем, кто хочет понять закономерности развития независи¬мого ювелирного бизнеса в США.
«Единоличники» доминируют
На американском рынке доминирует мелкий собственник. Из 18 700 фирм примерно 18 000 владеют только одним магазином. Остальные 700 — это компании, оперирующие сетями. Они владеют 9,7 тыс. магазинов, то есть приблизительно 35% от их общего числа, и гене¬рируют 53% оборота специализированного ювелирного рынка. Кроме того, они дают работу 55% занятых в секторе.
Мы используем слово «фирма», когда мы говорим о юридическом лице или частном предпринимателе, владеющем одним магазином или сетью, и «магазин», когда мы говорим о торговой точке с отдельным входом.
Сводка фактов:
• Более 96% фирм владеют лишь одним магазином. Оставшиеся 4% владеют 35% от общего числа магазинов.
• Фирмы, владеющие одним магазином, оперируют 65% от общего числа магазинов.
• Всего на рынке около 27 700 магазинов.
• Фирмы, владеющие одним магазином, генерируют 47% общей выручки в нашем секторе.
• «Фирмы-единоличницы» дают работу 45% занятых в секторе и выплачивают 47% зарплаты.
• Суммарная зарплата на момент переписи составляла около 4,2 млрд долл., примерно 14% от суммарной выручки
• Средний оборот независимого ювелирного магазина в «фирме-единоличнице» значительно ниже, чем в среднем по сектору (764 тыс. и 1,1 млн долл.).
• Средний оборот магазина в компании, владеющей несколькими магазинами (сетью) значительно выше среднего по рынку (1,6 млн и 1,1 млн долл.).
• Продажи на одного работника выше в независимых магазинах. В них также несколько выше средняя зарплата.
Концентрация капитала
Магазины, работающие в составе сети, как мы видим, гораздо более эффективны. Их оборот составляет около 1,6 млн долл. в год, тогда как у независимых магазинов — только около 764 тыс. долл. в год. Это происходит в силу разного рода факторов. Во-первых, крупные компании имеют возможность нанять персонал специально для рекламы и маркетинга. Во-вторых, у них больше средств на рекламу. В-третьих, они располагают средствами, чтобы арендовать или приобретать помещения в самых выгодных с точки зрения коммерции местах. Все это типичный пример «экономии масштаба». Мы полагаем, что эти факторы дают о себе знать при общей выручке фирмы в 20 млн долл. и более.
При этом продажи в расчете на одного работника выше у независимых магазинов (197,8 тыс. и 180 тыс. долл.). Это связано с тем, что в маленьких магазинах практически нет специального административного персонала. Выше у «независимых» и зарплата (28,3 тыс. и 25,6 тыс. долл.)
Одиннадцать крупнейших ювелирных сетей, владеющих более 100 магазинами каждая, обеспечивают почти 25% оборота ювелирного рынка в целом (включая неспециализированных ритейлеров). Это лишь 0,1% от общего числа фирм, но они оперируют 23% ювелирных магазинов и дают 35% оборота специ¬ализированных ритейлеров. Они дают работу 34% занятых в этом секторе.
Консолидация еще не стала доминирующей
Несмотря на большое значение крупных сетей, консолидация ювелирного рынка пока отстает от подобных процессов в других секторах розницы. Например, около трех четвертей ювелирных магазинов в США имеют годовой оборот менее 1 млн долл., тогда как для розницы в целом доля таких торговых точек составляет лишь около 50%. Это интересный факт, особенно в связи с тем, что средний чек в ювелирном магазине намного выше, чем в среднем по рознице. Ювелирные магазины, по понятным причинам, ориентированы на редкие, но дорогие покупки.
Отметим, что не все статистические показатели скажут нам о том, что ювелирные магазины — это менее консолидированный бизнес, чем прочая розница. Например, для четырех крупнейших сетей этот показатель находится на среднем для американской розницы уровне (хотя в ряде сегментов розницы на четыре крупнейшие сети может приходиться до 90% оборота).
В таблице 1 сведены основные статистические показатели для определения степени консолидации ювелирного розничного рынка, а для сравнения приведены показатели розничной торговли США в целом.
Таблица 1
Менее миллиона
• Больше двух третей ювелирных магазинов в США — это предприятия с годовыми обо¬ротами менее 1 млн долл.
• Годовой оборот 77% американских ювелирных магазинов ниже 1 млн долл.
• Выручка 32,8% фирм ниже 250 тыс. долл. в год. Практически все эти фирмы владеют лишь одним магазином.
• У 23,9% розничных ювелирных бизнесов выручка находится в диапазоне от 250 тыс. до 500 тыс. долл.
• Еще 20,7% фирм (в основном с одним магазином) достигают выручки от 500 тыс. до 1 млн. долл.
• Только 10 фирм (менее 0,1% общего количества) добились розничных продаж более чем в 250 млн. На их долю приходится 31,2% всего специализированного ювелирного рынка.
Эти крупнейшие 10 фирм владеют 23,2% магазинов в секторе.
Таблица 2
Удельные показатели
Около трех четвертей американских ювелирных магазинов — это заведения с продажами от 500 тыс. до 2,5 млн долл. в год. Средний показатель равен 1,1 млн долл. Невероятно, но почти 10% магазинов не достигают оборота даже в 100 тыс. долл. (не включая заведения, которые открыты лишь часть года). На другом конце шкалы — 46 магазинов с выручкой в 25 млн и более. На самом деле у элитных производителей украшений средние обороты магазина даже выше — более 48 млн долл. Вообще в американской ювелирной рознице доля маленьких магазинов с небольшим объемом продаж выше, чем вообще в розничной торговле. Средний оборот американского ювелирного магазина равен 1,1 млн, тогда как «среднерозничный» показатель составляет 3,5 млн.
Таблица 3
График 1
Первая четверка
В данных бюро переписи США не раскрываются названия четырех крупнейших ювелирных ритейлеров. На эти сети приходится около четверти оборота специализированных ювелирных магазинов и сетей в стране, хотя они владеют лишь 14% магазинов. Таким образом, их торговые точки намного продуктивнее, чем в среднем по отрасли. В то же время из-за наличия в штате большого количества административных работников выручка на одного сотрудника в этих фирмах несколько ниже средней.
Мы можем раскрыть «тайну» первых четырех сетей, основываясь на данных журнала National Jeweler. в период переписи крупнейшими четырьмя сетями были Sterling Jewelers, Zale Corporation, Tiffany And Finlay. сопоставление данных двух источников (цифры оборотов) подтверждает нашу догадку.
А вот ключевые факты из переписи:
• около 24,5% объема продаж специализированных ювелирных магазинов и сетей в США — это выручка четырех крупнейших ритейлеров. Для сравнения, на рынке электронных товаров у четырех главных фирм доля составляет 56%, а среди универсальных магазинов большая четверка держит 73% рынка.
• таким образом, ювелирный рынок США (в сегменте специализированных магазинов) консолидирован не очень значительно. Десятью годами ранее главные четыре фирмы «брали» лишь 18% рынка.
• большой четверке принадлежат почти 14% розничных магазинов (десять лет назад эта доля составляла 11%).
• первые четыре ритейлера дают работу 26% людей, занятых в отрасли, при этом платят лишь 22% от отраслевой зарплаты. Средняя оплата труда в этих компаниях на 14% меньше средней в отрасли.
Наибольшая эффективность у сетей среднего размера
Самые продуктивные магазины принадлежат компаниям, занимающим в рейтинге места с 20 по 50-е. Их обороты выше среднеотраслевых примерно в 2,5 раза, значительно выше и продуктивность на одного сотрудника. Эти компании владеют средними и небольшими сетями — у 20-й крупнейшей компании количество магазинов составляет 50, а у 50-й — лишь восемь магазинов. таким образом, средние по размеру компании работают эффективнее самых крупных.
График 2
График 3
Работать в ювелирном магазине выгодно
Как правило, американский ювелир-ритейлер платит меньшему количеству сотрудников, но платит им больше, чем любой другой американский магазин. В типичном американском розничном магазине занято 13 сотрудников, тогда как в ювелирном — в среднем 5—6 человек. Средняя зар-плата в среднем по розничной торговле составляет около 23,4 тыс. долл. в год, а в ювелирных магазинах — около 26,8 тыс., то есть на 15% выше. При этом выручка на одного сотрудника в «обычных» магазинах выше! В среднем по рознице выручка на одного работающего достигает 525,5 тыс. долл. в год, а в «ювелирке» она равна лишь 188 тыс. в год.
Оплот малого бизнеса
Около двух третей американских ювелирных ритейлеров, то есть более 10 тыс. фирм — это предприятия с числом сотрудников менее 5 человек. С другой стороны, фирмы с числом занятых в 1000 человек и более составляют лишь около 0,1% от общего числа. Эти восемь компаний дают работу примерно четверти занятым в отрасли работникам, а их объем продаж составляет около 30% специализированного ювелирного рынка.
График 4
Далее следует анализ продуктивности и заработной платы магазинов с разным числом сотрудников.
Таблица 4
Больше - не значит лучше
Почему ювелирные сети среднего размера имеют лучшие показатели производительности, чем остальные? Ответ прост: как правило, это магазины премиум-сегмента или сегемента high end, которые торгуют в основном дорогим товаром. У таких сетей по определению не слишком много магазинов, и их стратегия роста заключается в увеличении рентабельности и эффективности существующих торговых точек, а не в открытии новых.
К сожалению, данных о прибылях ювелирного бизнеса в этом сегменте у нас нет, но мы полагаем, что не только эффективность с точки зрения удельных оборотов, но и рентабельность здесь выше.
Таблица 5
График 5
График 6
Бриллианты - лучшие друзья ювелиров!
Бриллианты – это самая важная категория продукции для американских ювелирных магазинов. Но не единственная.
• На долю украшений с бриллиантами приходится почти 43% выручки. Если мы добавим категорию «отдельные драгоценные камни» (в большинстве случаев это тоже бриллианты) – то доля дойдет до 50%.
• Вторая по значению категория – это часы, и их доля постепенно увеличивается.
• Доля золотых украшений (без бриллиантов) падает.