Еще в рубрике
- Поколение Z
- Берем ответственность на себя: GJEPC и индийская алмазная промышленность
- Вне поля зрения. Кампании по продвижению бриллиантов, которые никто не заметил...
- Решение проблемы диамантеров: как привлечь большую долю расходов потребителей
- Компания Sarine Technologies отмечает 30-летие!
Самое популярное:
Когда смарт-часы только создавались, они были задуманы как нечто умное и оригинальное. Технологические компании пошли творческим путем, чтобы соответствовать последним веяниям моды и удовлетворить потребность в девайсах небольшого размера.
Продажи Apple Watch сегодня можно назвать существенными, но не выдающимися. Так являются ли они, другие смарт-часы и носимая электроника в целом, угрозой для рынка часов класса люкс? И если являются, то идет ли речь о такой же масштабной угрозе, как в 1979 году во время «кварцевого кризиса»? («Кварцевый кризис» – период, когда швейцарская часовая промышленность была не только в упадке, но и столкнулась с серьезной угрозой со стороны японских кварцевых часов, которые были, возможно, не такими изящными, но очень точными и более дешевыми.)
Что это за другие смарт-часы, которых сегодня много на рынке? Они производятся такими гигантами, как Motorola, Samsung, LG и Sony, а также другими компаниями, выпускающими носимую электронику – Pebble, Fitbit и Jawbone (которая судится с компанией Fitbit якобы за кражу их талантов и торговых секретов). Будет интересно посмотреть, как все они впишутся в эту развивающуюся отрасль, и проанализировать, способен ли кто-то из них бросить вызов компании Apple и традиционным швейцарским часовщикам.
Будет ли это похоже на рынок фотографии, где есть те, кто превозносит качество пленочной фотографии, но их число весьма незначительно по сравнению с теми, кто работает с цифровыми фотоаппаратами?
Точные цифры продаж компании Apple трудно назвать, потому что компания отказывается их озвучивать, однако последние данные говорят о том, что продажи упали ниже ожидаемого уровня. Аналитик компании Canalys утверждает, что компания Apple была главным поставщиком носимой электроники во втором квартале 2015 года. А вот мнения о том, каковы были поставки, разнятся: от «только» 1,5 миллиона до 3 миллионов – но это все равно ниже ожидаемых 5 миллионов единиц. Другие источники предполагают, что сразу после начала выпуска компания Apple продавала 35 000 часов в день, но цифра упала до 5000 в день к началу июля 2015 года.
Это контрастирует с последними продажами iPhone, которые составляют 70% оборота компании Apple. Происходит ли это потому, что потребителей не привлекает концепция умных часов или виноваты технические недочеты, включающие погрешности дизайна, работы батареек и функционирования часов Apple?
В статье Forbes старший аналитик агентства Pacific Crest Securities Энди Харгривс, который занимается бытовой электроникой и цифровыми средствами массовой информации, сократил свои прогнозы продаж смарт-часов на 2015 финансовый год с 11 миллионов единиц до 10,5 миллиона. Другие источники доводят эту цифру до 18 миллионов единиц в 2015 календарном году или 8 миллиардов долларов, по сообщениям Investors Business Daily. В 2016 году прогнозируется продажа 21 миллиона, а не 24 миллионов штук.
Я думаю, что если бы вы сказали любым мировым производителям часов класса люкс, что они продадут 10,5 миллиона часов в год, особенно в первый год производства, а в следующем году удвоят количество, они были бы в восторге.
Не все то золото, что блестит
За исключением экстравагантных Apple Watch, изготовленных из желтого и розового золота с сапфировым циферблатом (в наиболее дорогой версии от компании – за 17 000 долларов), большинство смарт-часов продаются приблизительно за 350 долларов. Можно сказать, что для тех потребителей часов класса люкс, которые готовы в некоторых случаях тратить десятки и даже тысячи долларов за часы, 350 долларов вряд ли будут препятствием для покупки. Ориентируются ли компании с новыми технологиями и традиционные производители часов класса люкс на одну и ту же целевую аудиторию? Я думаю, что если бы мы нарисовали диаграмму Венна, то увидели бы небольшое совпадение, но в основном у производителей часов класса люкс и производителей носимой электроники совершенно разные рынки.
Для чего такая компания, как Montblanc, например, предпринимает попытки обойти Apple в их же собственной игре, добавив электронику в свои браслеты (в отличие от циферблата)? Является ли такое усовершенствование компании Montblanc неизбежным шагом в потенциальной битве высокотехнологичных компаний, таких как Apple, и традиционных производителей часов, в борьбе за то, что потребители наденут на запястье? В целом да. Если традиционные производители часов хотят приобщиться к рынку носимой электроники/смарт-часов, то логика подсказывает, что они должны продвигать какие-то «умные» решения, даже в том случае, если нет очевидного совпадения их целевых аудиторий.
Может ли носимая электроника и смарт-часы конкурировать с товарами класса люкс?
В речи и последующем интервью на недавнем саммите Financial Times Business of Luxury в Монте-Карло Иоганн Руперт, руководитель шведской компании по производству товаров класса люкс Richemont, сравнивая выпуск товаров его компанией и компанией Apple Watch, отметил, что существуют внутренние противоречия между технологией и роскошью. Руперт утверждал, что хотя некоторые часы компании Apple и стоят 17 000 долларов, это неразумное инвестирование, так как из-за скорости технологических изменений это вряд ли станет вещью, которую владелец будет хранить долгие годы.
Приведя знаменитый лозунг фирмы Patek Philippe (швейцарская компания, производитель часов класса люкс): «Вы не владеете часами Patek Philippe, вы просто ухаживаете за ними, вы и следующие поколения!» – Руперт отметил, что он не может представить, что кто-то скажет такое о часах Apple, не в последнюю очередь потому, что Apple зависит от постоянного обновления своей продукции. Технологические компании не хотят, чтобы клиенты покупали продукт и не нуждались в его усовершенствовании в течение нескольких лет. Эта позиция противоречит технологическому мышлению. Жизненный цикл продукта не более двух лет, а существующие платформы часто не могут справиться с обновлением продукта.
Основной мыслью в его высказывании было то, что предметы роскоши не должны быть одноразовыми. Предметы роскоши предназначены для того, чтобы владельцы наслаждались ими долгое время, ценили за мастерство, вложенное в их изготовление, и возможность передать их по наследству.
Когда дело касается предметов роскоши, и не только часов, передача по наследству имеет большое значение. Часовые компании, которые существуют в течение нескольких поколений, а в некоторых случаях около 200 лет, в состоянии выжить и процветать, потому что: а) их продукция превосходна; б) покупатели хотят и имеют возможность покупать ее; в) эта продукция искусно выполнена и востребована. Умные часы, включая Apple Watch, по-своему востребованы и, безусловно, заполняют свою нишу, но не таким же образом, как часы компании Lange & Söhne, Panerai или Audemars Piguet. Часы Apple, без сомнения, интересным образом смешивают форму и функции, но они, вероятно, не будут отличаться изяществом, чего не скажешь о прекрасных механических часах.
Роскошное долголетие vs. современные технологии
Александр Шмидт, управляющий директор компании Montblanc, повторил слова Руперта, когда сказал Bloomberg Business следующее: «Наши продукты должны иметь очень длинные жизненные циклы. В современных технологиях жизненный цикл совершенно противоположный. Это может быть очень модная вещь сегодня, но через год она устареет, а через два года над вами будут смеяться, если вы будете ею пользоваться».
Компания Montblanc соединила технологию и роскошь в своих часах Time Walker, определив технологическое устройство в браслет, а не непосредственно в часы. Ремешок продается примерно за 390 долларов вместе с часами Montblanc’s Time Walker, которые стоят 3700–5800 долларов. Разница между часами Apple Watch, или смарт-часами и предложением Montblanc, в том, что последние не слишком зависят от капризов технологий и скорости, с которой они развиваются.
Часы Time Walker будут достаточно утонченными, чтобы надевать их как элегантную вещь, даже если человек не хочет носить их с электронным ремешком. Электронный ремешок заменяемый, с интегральным технологическим механизмом, который содержит устройство отслеживания, устройство оповещения, дистанционное управление и функцию «Найди меня». Он соединяется через Bluetooth Low Energy с операционной системой Android и iOS.
Носимая электроника: угроза или возможность роста?
Шмидт сказал, он надеется, что атака компании Apple и других производителей на рынок часов будет успешной, утверждая, что это может повысить всеобщую заинтересованность в часах. Исследование The Deloitte Swiss Watch Industry Study 2014 показало, что 44% руководителей часовой промышленности заявляют, что рассматривают смарт-часы как «следующий большой бум». В целом они не расценивают появление носимой электроники и смарт-часов как угрозу, хотя начинают относиться более серьезно к этому развивающемуся рынку.
Ник Хайек, генеральный директор Swatch Group, пошел дальше, говоря: «Смарт-часы – прекрасный стимул для развития нашей отрасли и для нашей группы, так как они принесли моду на ношение чего-либо на руке – особенно в США, где многие не носят часов вообще».
Интересно, и это отличается от «Кварцевой войны» в конце 1970-х, что многие лидеры индустрии и комментаторы заявляют: появление носимой электроники и смарт-часов может повредить продажам кварцевых часов, но не очень серьезно повлияет на рынок часов класса люкс. Свидетельством этого может служить сокращение числа продаваемых на экспорт кварцевых часов стоимостью менее 200 швейцарских франков, которые, по крайней мере частично, можно отнести к конкурентам смарт-часов.
Так появляется мысль, что обычные часы, которые только показывают время, регистрируют время процесса или имеют секундомер, не будут интересны клиенту, который хочет потратить 350 долларов. Ведь за те же деньги он может купить часы, которые выполняют гораздо больше функций.
Когда мы размышляем, будет ли носимая электроника или часы Apple Watch сильно давить на рынок часов класса люкс, нам следует вернуться на 30 лет назад, когда швейцарская часовая промышленность была в упадке и находилась на грани продажи японским инвесторам. Часы Swatch были выпущены со стартовой ценой ниже 50 долларов. Идея была в том, чтобы кварцевые часы Swatch стали вторыми часами, и благодаря их стильному оформлению владелец мог бы выразить свою индивидуальность. Возможно, новое поколение носимой электроники и смарт-часов займет подобную нишу на рынке, не угрожая захватить всю отрасль.
Другие факторы, оказывающие давление на швейцарскую часовую промышленность
Часовая промышленность является одним из экспортеров в Швейцарии. Экспорт швейцарских наручных часов достиг рекордного значения 21 миллиард швейцарских франков в 2014 году, и, несмотря на снижение объемов, это около 95% всего производства. Часы, сделанные в Швейцарии, составляют только 1,7% всех часов, проданных в мире, но насчитывают 57,5% общей стоимости на мировом рынке. Средняя цена экспортируемых швейцарских часов – 803 доллара, в то время как цена часов из Гонконга – 23 доллара.
По сообщению Deloitte, мало кто из руководителей остался доволен результатами этого года, но это было следствием других факторов, а не результатом появления носимой электроники и смарт-часов.
Другие факторы – это относительная сила швейцарского франка, слабый экономический рост развивающихся рынков, например, из-за борьбы с китайской политической коррупцией, а также ухудшение перспектив экономического роста на этих рынках.
Кроме того, нехватка квалифицированной рабочей силы (как квалифицированных специалистов по продажам, так и производителей) в сочетании с растущей оплатой труда являлась проблемой какое-то время. Недостаток этих кадров – угроза как для больших монобрендовых магазинов, так и для независимых дилеров.
Одной из серьезнейших проблем для промышленности является решение компании Swatch, ратифицированное швейцарской комиссией по конкуренции (COMCO), ограничить поставки конкурентам. «После нескольких лет обсуждения COMCO решила в октябре 2013-го разрешить компании Swatch прекратить поставку механических деталей к часам ETA до конца 2019 года всем не Swatch-брендам. Поставки будут сокращены в несколько этапов: 75% среднего уровня поставок 2009–2011 годов – в 2014–2015-м, 65% – с 2016 года и 55% – с 2018-го», – по данным агентства Deloitte.
ETA до сих пор считается в швейцарской часовой индустрии эталоном качества. Компания не обеспечивает всех производителей деталями, также она не всегда обеспечивает полную комплектацию – иногда производитель получает детали и использует их по своему усмотрению.
Потому что одним из самых больших рисков для небольших производителей и части производителей часов класса люкс является не угроза со стороны смарт-часов, а трудность в поиске доступных деталей. Наверное, это хорошо: возможно, конкуренция нужна на всех уровнях, чтобы выживали наиболее приспособленные. Это правда, что пионер улучшения дизайна и качества Эдвардс Деминг однажды сказал: «Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью».
Возможным результатом внедрения носимой электроники/смарт-часов является увеличение вертикали производственного процесса в индустрии. Олигополистические группы, такие как LVMH, Richemont, Swatch Group и Rolex, – крупнейшие и наиболее успешные предприятия в мире, а теперь есть вероятность, что они станут еще больше. И возможно, что, если нынешние тенденции на рынке люкса продолжатся, мелкие производители захотят присоединиться к этим финансовым бегемотам, чтобы выстоять в любых условиях. Мы уже видели, как происходит такого рода оптимизация, и есть большая вероятность, что история повторится.
Может наступить такой момент в не слишком отдаленном будущем, когда компании, выпускающие носимую электронику/смарт-часы, будут соединяться с традиционными часовыми компаниями более целенаправленно, чем они делали это прежде. Такие часовые компании, как Fossil, Tag Heuer и Guess уже выпускают смарт-часы, так как стараются предугадать, куда пойдет рынок, и опередить своих конкурентов. Возможно, что некоторые известные производители часов и большие технологические компании объединят свой опыт, так как конкуренция на рынке постоянно возрастает. Как сказал Деминг, выживание не является обязательным, и будет интересно узнать, какие компании продолжат свою работу, какие будут процветать, а какие окажутся на обочине.
