- Рынок роскоши #journeeluxe
- Сильное Звено цепевязального рынка. «Бронницкий Ювелирный Завод» + PL-Lucente = ТД «Объединенные Цепевязальные Заводы»
- Ильгиз Фазулзянов. Он покорил горы и открыл ювелирную галерею
- ESTET FASHION WEEK: осень-2017
- V Ювелирный бал
В 2015 году доля контрафакта составила 2,5% от общемирового оборота товаров, или примерно 0,5 триллиона долларов. Эти цифры были озвучены на конференции «Борьба с контрафактной продукцией в России: практические рекомендации для бизнеса», прошедшей 27 мая 2016 года в отеле Hilton Moscow Ленинградская. Организатором мероприятия выступила Франко-российская торгово-промышленная палата. Журнал «Навигатор ювелирной торговли» посетил мероприятие в числе приглашенной прессы.
В конференции приняли участие около сотни представителей бизнеса, органов власти и экспертных сообществ.
Павел ШИНСКИЙ, генеральный директор CCI France Russie, открывая мероприятие, отметил, что в России ситуация с контрафактом оставляет желать лучшего несмотря на то, что вступление в ВТО позволило России покинуть двадцатку стран с самым высоким уровнем контрафакта.
По словам представителя Минпромторга РФ Ларисы ТУЗИКОВОЙ, контрафактная и поддельная продукция встречается везде, но с наибольшими рисками ее оборот связан в пищевом, фармацевтическом, алкогольном и автомобильном сегментах. Она сообщила, что в 2015 году был принят ряд важных мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом промышленной продукции. В частности, созданы межведомственные рабочие группы по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, задача которых – выработка позиций по тем или иным вопросам, связанным с контрафактом, а также упрощен процесс уничтожения контрафакта и принят ряд мер для защиты прав интернет-покупателей. Работа по защите интеллектуальной собственности, по ее словам, пока не велась, поскольку инициатива рассмотрения данных проблем должна исходить от правообладателей.
По мнению генерального директора Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светланы КВАСОВОЙ, одна из самых эффективных мер в борьбе с контрафактными товарами – создание системы маркировки и отслеживания продукции по различным отраслям. Также эксперт рассказала об образовательных программах, которые сейчас разрабатываются совместно с Финансовой академией для сотрудников правоохранительных органов.
Атташе по таможенным вопросам Посольства Франции в РФ Мартин ФЛЕРИ отметил, что 90% контрафактного товара во Франции изымается на таможне, поскольку французская полиция занимается решением других задач. Он подчеркнул, что важнейший аспект в борьбе с контрафактом – размер наказания правонарушителей.
Сегодня стабильность присутствия контрафакта на рынке и его рост вызван несколькими причинами, считает Алексей ПОПОВИЧЕВ, исполнительный директор РусБренда. Первая – это общее ухудшение экономического положения, которое напрямую влияет на покупательную способность россиян, приобретающих более дешевые товары без учета их качества. Вторая – ввоз нелегальной продукции через границы с Казахстаном и Киргизией, который стал проще из-за перехода части таможенного контроля пограничным службам этих государств в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС. В числе других причин – невозможность рассчитывать на помощь правоохранительных органов внутри страны, так как законодательно они не наделены такими полномочиями.
Алексей Поповичев отметил, что на ухудшение ситуации влияет и увеличение доли e-commerce (электронная коммерция), которая пока с трудом поддается контролю, а также освобождение производственных мощностей, используемых для изготовления подделок. Из-за значительного улучшения качества упаковки контрафакта практически невозможно отличить нелегальный товар от легального.
По словам спикера, ужесточение ответственности в виде повышения штрафа (до 300 тысяч рублей) за контрабанду, производство и реализацию контрафакта стоимостью свыше 1,5 миллиона рублей не принесло ожидаемого результата – производители стали распространять партии меньшего объема. В такой ситуации очень важным становится взаимодействие государства и правообладателей. Примером тому служит табачная отрасль: по имеющимся данным, уровень контрафактных табачных изделий в России сократился с 40 до 3%.
В продолжение темы Анна СИДОРОВА, компания Unilever, рассказала о проблемах, связанных с появлением «нового Шелкового пути» из Китая через Киргизию и Казахстан. В китайской провинции Синьцзян в городе Урумчи налажен полный фулфилмент (от англ. fulfillment – выполнение, исполнение – комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. – Прим ред.) для российских «потребителей», начиная от отправки заказа на производство и заканчивая доставкой. По ее словам, на рынке стали появляться товары, давно выведенные из производства, например, Rexona в стеклянной упаковке.
По мнению Дарьи ЯДЕРНОЙ, генерального директора Y Consulting, одна из проблем российского бизнеса – плохая контролируемость франчайзинговых сетей. Нередки случаи параллельных продаж брендовых и контрафактных товаров. Часто встречаются нарушения среди производителей тканей для предметов класса люкс. Для изготовления подделок применяют стоковые, неиспользованные материалы. Существует большая проблема с защитой лекал и промышленных образцов. Ограничение доступа к информации с целью предотвратить копирование товара, использование сложных для подражания коллекций может, по словам Дарьи, привести к снижению рисков от подделок для текстильной отрасли.
Большим пробелом в законодательной базе Игорь ЕРШОВ, старший юрист международной юридической фирмы CMS Russia, назвал затягивание с утверждением таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза.
Сергей САМЫГИН, генеральный директор компании Диспак, привел данные Всемирного банка: 9% продукции на российском рынке – контрафакт. 79% населения покупает контрафакт, не зная об этом. По его словам, 1% контрафактной продукции приводит к снижению ВВП на 0,3%, а использование надежных средств защиты позволяет снизить уровень распространения контрафакта на 60%. Таких средств, сообщил Сергей Самыгин, около 300. Он отметил, что бизнес по производству контрафакта очень выгоден: все начальные затраты окупаются в течение месяца, а срок жизни нелегального завода – 3–4 года. Контрафактная продукция просочилась во все сегменты, меньше всего их обнаружено в «люксе» – лишь 10%. При этом мошенники подделывают все, что можно, и довольно качественно, даже акцизные марки. Спикер познакомил слушателей с техническими возможностями защиты товаров от подделки. В частности, рассказал о том, как можно решить проблемы, связанные со вскрытием упаковки, копированием изделий и параллельным рынком.
Контрафактная продукция на территории России имеет широкое распространение. В этой связи активная позиция бизнеса в вопросе противостояния ввозу и производству контрафакта крайне важна, равно как и деятельность государства, направленная на борьбу с контрафактом.