- Александр Николаевич ТАРВЕРДИЕВ: «Залог стабильности - движение вперед, внедрение новых технологий и, конечно, любовь к своему делу»
- Антонина БАБОСЮК, к.э.н., президент ассоциации ювелиров ЕАЭС, вице-президент ювелирного холдинга «Алтын»: «Повышение привлекательности ювелирной отрасли невозможно без развития туристских кластеров»
- Михаил Анатольевич НЕСВЕТАЙЛО, председатель совета директоров компании ADAMAS: «Ключевым преимуществом для наших партнеров является постоянный поток лояльных клиентов и неизменный процент валовой прибыли»
- Александр Николаевич ТАРВЕРДИЕВ: «Мы постоянно ставим перед собой новые цели»
- Гран-при конкурса «Лучший ювелирный магазин 2021». Сеть ювелирных салонов «Валдай золото», Сыктывкар
Лариса ЗОЛОТОВА, дизайнер-проектировщик ювелирных изделий
Основные преимущества 30-дизайна в сравнении с традиционной технологий производства ювелирных украшений - сокращение времени на изготовление изделия, визуализация готового изделия без необходимости его производства, легкость и удобство в доработке и корректировке проекта и снижение производственных затрат, считает дизайнер-проектировщик ювелирных изделий Лариса ЗОЛОТОВА.
Какими же навыками должен обладать 30-дизайнер, какие требования к нему следует предъявлять? Может быть, обучить собственного сотрудника или подтянуть уровень его знаний?
Лариса, как найти хорошего 3D-дизайнера? На что должен ориентироваться заказчик?
Профессиональный 30-дизайнер обязан не только владеть навыками работы с системами автоматизированного проектирования (CAD), но и знать технологию ювелирного производства. Каждое производство по мере своего развития стремится к техническому разделению труда и специализации деятельности. Это ускоряет производственный цикл и приводит к рациональному использованию факторов производства. Таким образом, у художников-дизайнеров и 3D-модельеров-проектировщиков возникают разные функции.
Кольцо «Космическое путешествие» (выполнено в программе Matrix 8 для компании JewelryThis)
Кольцо «Ангел» (выполнено в программах Zbrush, Rhinoceros 5, MatrixGold для компании JewelryThis)
Хочу сделать небольшое отступление и отметить, что художник и дизайнер - это две разные профессии, но в данном контексте они объединены в одну, под которой подразумевается профессия дизайнера с художественным образованием и способностью думать нестандартно.
Возвращаясь к разделению труда на производстве, по моему мнению, 3D-модельер-проектировщик кроме своих прямых обязанностей должен знать основы композиции и дизайна, а также развивать визуальный вкус и чувство пропорции. Такой специалист ценен для компании больше, чем 3D-модельер, который безупречно владеет CAD-программами и быстро моделирует.
Можно подробнее остановиться на этом?
Чтобы объяснить свою точку зрения, поясню на примере сотрудничества дизайнера и 3D-модельера. Это взаимодействие можно сравнить с работой двух полушарий головного мозга, которые выполняют разные познавательные функции: одно специализируется на творчестве, образах и эмоциях, а второе - на аналитике, логике, техническом построении модели. Поэтому когда художник творит с учетом знаний технологии производства ювелирных украшений, а 3D-модельер проектирует с пониманием основ художественной композиции, то такое взаимное сотрудничество превращается в гармоничный творческий симбиоз.
Иными словами, знания композиции и дизайна позволят модельеру и художнику-дизайнеру разговаривать на одном языке и понимать идеи друг друга с полуслова. Из своего опыта могу отметить, что при совместной деятельности зачастую творческие и аналитические профессии большую часть времени тратят на доказательства своей правоты и не могут услышать друг друга. Чтобы устранить это препятствие в общении, дизайнерам и проектировщикам необходимо расширять свои знания в смежной профессии.
Поскольку за области специализации художника, дизайнера и 3D-проектировщика отвечают противоположные полушария мозга, то весьма сложно найти специалиста-универсала, который владел бы этими профессиями в равной степени, при этом гениально творил и аналитически мыслил при проектировании.
С чего начинается сотрудничество заказчика и 3D-модельера-проектировщика?
В секторе производства штучных ювелирных изделий по индивидуальным заказам сотрудничество начинается с общения с клиентом и выяснения всех пожеланий относительно будущего дизайна. После чего создаются три-четыре эскиза, продолжается обсуждение и выработка финального дизайна украшения. Для меня очень важно в дизайне изделия заложить эмоциональную ценность клиента.
Создание украшения всегда связано с особенными моментами жизни клиентов, поэтому важно уточнить не только количество и расположение камней, но и историю, с которой ко мне пришел клиент. Это помогает лучше понять желания заказчика, а клиенту позволяет окунуться в атмосферу совместного творчества и прочувствовать уникальность созданного украшения. В среднем процесс создания ювелирного изделия индивидуального дизайна занимает от трех до шести месяцев. Украшение может быть создано и в течение одного месяца, все зависит от сложности изделия и скорости согласования эскизов клиентом. Например, если клиент желает использовать инталию в украшении, то только художественная резьба по камню может занять до трех месяцев.
Различия геометрии и топологии 30-объекта в зависимости от технологии моделирования на примере кольца «Балерина»
Сколько времени потребуется, чтобы создать новую коллекцию?
Создание коллекции требует времени и усилий целого коллектива: художников, дизайнеров, ювелиров, проектировщиков, закрепщиков, литейщиков, маркетологов и других специалистов. Я считаю важным выслушать мнения всех сотрудников, вовлеченных в процесс производства, поэтому в зависимости от создаваемого продукта - будь то ювелирный комплект или коллекция изделий, посвященная определенной тематике, - проработка дизайна может потребовать от трех месяцев до года. Например, на изготовление одного изделия из уже имеющейся коллекции обычно уходит один месяц, поэтому 6-12 месяцев для новой коллекции из нескольких изделий - не так уж много. Кроме того, основная работа дизайн-студии не останавливается на время творческого процесса создания новой коллекции.
Современный покупатель чуть ли не на следующий день после показа новых коллекций модных домов хочет видеть подобное в магазине. 3D-дизайн поможет решить проблему сокращения времени доставки модного украшения от подиума до прилавка?
Конкретный дизайн ювелирного изделия с показов новых коллекций - это вопрос не возможностей 3D-дизайна, а вопрос права на интеллектуальную собственность. Процесс 3D-моделирования существенно сокращает процесс производства, но при этом не стоит нарушать закон.
Где можно научиться 3D-дизайну? И скажите несколько слов о собственной программе обучения.
На данный момент у меня в разработке следующие учебные программы: «Создание 3D-моделей в Zbrush», «Технология ювелирного производства» и «Основы дизайн-проектирования», рассчитанные на два месяца обучения каждая при регулярности занятий 2-3 раза в неделю. В случае успешного прохождения учебной программы и сдачи итогового теста учащимся выдадут рекомендательные письма и сертификаты об окончании начального профессионального образования.
Программы обучения 3D-моделированию и проектированию ювелирных изделий будут реализованы зимой 2020 года на базе негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования. Место и точное время начало обучения будет дополнительно сообщено после полного согласования учебной программы и учебного графика.
Таблица 1. Учебные заведения высшего образования Российской Федерации, преподающие дисциплины по компьютерному проектированию, моделированию или 3D-дизайну
№ |
Академическая степень |
Образовательное учреждение |
Изучаемые программы |
1 |
Бакалавриат, магистратура |
Костромской государственный университет |
Autodesk3dsMax, Blender-2.79, Rhinoceros 5.0, CorelDRAW, ZBrush 4R7 |
2 |
Бакалавриат, магистратура |
МИРЭА - Российский технологический университет |
Blender, Geomagic Studio, ART-CAM, 3D Studio Мах https://hitech.mirea.ru/the-department/internal-department/department-of-computer-design/ |
3 |
Бакалавриат |
Московский политехнический университет |
T-FLEX, «Компас», ProCAST, LVM FLOW, Rhinoceros, ZBrash, Rhinoceros, Matrix. |
4 |
Магистратура |
Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе |
Данные по изучаемым программам в открытом доступе отсутствуют |
5 |
Бакалавриат |
Санкт-Петербургский горный университет |
Adobe Photoshop, Corel Draw, AutoCAD, 3DSmax, https://www.spmi.ru/290304-261400-tehnologia-hudozestvennoi-obrabotki-materialov |
6 |
Бакалавриат |
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова |
Adobe Photoshop, CorelDRAW, Adobe Illustrator, 3DS-MAX, ArchiCAD |
7 |
Бакалавриат |
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова |
Данные по изучаемым программам в открытом доступе отсутствуют https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/institutv/fti/ktodk-i-m/ |
8 |
Бакалавриат |
Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина |
Autodesk 3DS Max и Rhinoceros |
9 |
Бакалавриат |
Южный федеральный университет |
CorelDraw, Adobe Photoshop CS3, AutoCAD, 3D-программы в учебной программе указаны, но не уточнены |
Таблица 2.
Перед началом работы над учебной программой мною были проанализированы программы учебных заведений высшего, профессионального, дополнительного и дополнительного профессионального образования по 3D-моделированию или заведений, включающих дисциплины по компьютерному проектированию, моделированию или 3D-дизайну, доступные в настоящее время в России.
Из 20 тысяч программ организаций высшего образования было выявлено 34 учебные программы, предлагающие обучение по специальности 29.03.04 и 29.04.04 «Технология художественной обработки материалов», из них только 20 программ специализируются на ювелирных изделиях, и только 11 включают дисциплины по компьютерному проектированию, моделированию или 3D-дизайну: семь программ бакалавриата и четыре программы магистратуры.
Среди 16 тысяч программ учебных заведений профессионального образования выявлено только пять учебных заведений, которые предлагают обучение по специальности 54.01.02 «Ювелир» и два из них имеют 3D-моделирование в своем учебном плане или планируют его внедрить в ближайшее время.
Несколько иная ситуация складывается с учебными программами по 3D-моделированию в рамках дополнительного образования. Создается огромное количество краткосрочных курсов, продолжительность обучения на которых зачастую не превышает семи дней. При таком учебном процесс речь не идет о передаче знаний технологии ювелирного производства. Ученики не успевают даже приобрести необходимые навыки работы с программным обеспечением. Кроме того, очень часто такие курсы предлагают изучение устаревших или несуществующих программ. Такое нередко наблюдается с программами ArtCAM, которая закрыта, и T-Spline - больше не является самостоятельным плагином к Rhinoceros, а введен в структуру Autodesk Fusion 360.
Вывод очевиден, такое количество и качество учебных программ, к сожалению, не может обеспечить текущие потребности в квалифицированных кадрах с навыками проектирования и моделирования ювелирных изделий, знаниями технологического ювелирного производства и требований к техническому построению изделий.