- Деловая цель структурирования бизнеса
- С чего начать структурирование бизнеса? Этапы
- Основания для отмены решений о привлечении к субсидиарной ответственности КДЛ в первой инстанции
- Почему у ФНС хватит ресурсов на администрирование перехода на ОСНО целой ювелирной отрасли?
- Дорожная карта защиты активов
Автор: Олег КИМЯШОВ – практикующий эксперт в области сохранения бизнес-активов и личного имущества с многолетним опытом. Получил бизнес-образование MBA Executive. Спикер на отраслевых конференциях, автор статей по безопасности бизнес-активов, личного имущества и защиты субсидиарной ответственности. Основатель и руководитель проекта «Антихрупкость бизнесмена».
Генеральный директор несет полную ответственность личным имуществом за неуплату налогов и невозврат средств кредиторам по субсидиарной ответственности.
Оценка рисков в бухгалтерском балансе, грамотное оформление решений по сделкам и подписание документов при уходе с должности просто необходимы для минимизации ненужных рисков.
Распространенная ситуация – когда генеральный директор подписывает бухгалтерскую отчетность, не вдаваясь в детали или передавая электронную подпись бухгалтеру. Также он подписывает сделки, получение кредитов по распоряжению собственников бизнеса. В случае возникновения претензий от Федеральной налоговой службы (ФНС) или кредиторов он несет полную личную ответственность за долги компании. Возникает ситуация «прибыль получает собственник – риски несет генеральный директор».
При этом идти на прямой конфликт с собственником, отказываясь подписывать отчетность или рискованные сделки, генеральный директор не хочет, опасаясь потерять рабочее место. Собственник обещает в случае проблем покрыть убытки директора из собственного кармана. Эта устная договоренность – единственная гарантия для директора, которая срабатывает не всегда. При кризисе собственник может просто отказаться компенсировать убытки или обвинить генерального директора в том, что именно он привел компанию к неплатежеспособности. Это нормально, так как в кризисной ситуации все думают о личной выгоде, а не о том, как раздать свое имущество кредиторам и другим лицам.
Сохранение активов дает шанс заработать и рассчитаться по долгам. Но для этого нужно время и доверие кредиторов. А его часто нет.
Какие задачи нужно решить генеральному директору:
1. Научиться считывать в бухгалтерской отчетности налоговые риски, ставить вопросы перед бухгалтером и собственником.
Самая распространенная ситуация – динамики баланса и отчета о движении денежных средств расходятся.
Пример № 1. По балансу задолженность кредиторам уменьшилась с 200 до 100 млн рублей. По отчету о движении средств на погашение кредитов направлено 150 млн рублей, поступлений от новых кредитов не отмечено. Куда делась разница в 50 млн? Либо ошибки бухгалтера, либо часть поставок проведена как заем от дружеского поставщика.
Пример № 2. По займам начислено 25 млн процентных выплат. При этом отсутствует запись о выплате этих процентов. Снова признак «дружеских» отношений с заимодавцем.
Оба примера видны ФНС и трактуются в качестве способов ухода от налогов. Проверка – всегда неприятное событие, учитывая, что задолженности по налогам ложатся на директора, если компания их не покрывает.
2. Выстроить систему взаимодействия с собственником, чтобы тому было невыгодно оставлять генерального директора один на один с кредиторами и требованиями ФНС.
Генеральному директору необходимо достичь договоренности с собственником, что если сделки, которые осуществляются по прямому распоряжению собственника, будут иметь последствия в виде взыскания убытков с генерального директора, они будут компенсированы.
Все решения о займах, выплате дивидендов, заключении крупных сделок (особенно если их условия отличаются от рыночных), неподаче судебных требований по просроченной задолженности «дружеским» клиентам и т.д. должны подтверждаться решением собрания собственников. Копии таких решений генеральный директор должен хранить у себя.
В крайнем случае в защиту генерального директора будут выступать копии переписки в электронной почте или мессенджерах.
Все эти действия помогут генеральному директор убедить собственника решать проблемы вместе.
3. Иметь понимание, какие сделки могут привести к субсидиарной ответственности, находить альтернативные варианты для их реализации.
Приведем три самых частых варианта:
Вариант № 1. «Бумажные остатки». Для налоговой экономии по НДС или с другими целями компания аккумулирует на балансе несуществующие остатки. При банкротстве генеральный директор будет обязан компенсировать их стоимость из своего кармана, если не хватает средств рассчитаться с кредиторами.
Вариант № 2. Просроченная дебиторская задолженность. Невзыскание средств напрямую указывает на бездействие генерального директора и является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. К этому пункту относится и непредоставление первичных документов по дебиторам по запросу арбитражного управляющего, которое приводит к невозможности взыскания.
Вариант № 3. Отрицательные чистые активы компании. В ситуации, когда активов компании не хватает для покрытия пассивов (признак объективного банкротства), генеральный директор обязан подать заявление на банкротство компании. Продолжение деятельности и наращивание убытков суд поставит ему в вину и взыщет средства из личных активов.
4. Выстроить заранее систему защиты личного имущества. Если генеральный директор осознает риски и по каким-то причинам готов их нести, разумно будет защитить свои личные активы от взыскания.
Подчеркнем – заранее! Торопливая работа по избавлению от активов сокращает число надежных инструментов и создает почву для обвинения в недобросовестности. Залоги, брачные договоры, переводы на третьих лиц через опционы и даже договоры дарения – эти инструменты эффективны, если позаботится о них заранее.
Отметим, что уход с поста генерального директора не решает все задачи. Но как минимум должен быть документ, что все имущество компании, первичные документы, печать и уставные документы были переданы новому генеральному директору в должном порядке.
Если у вас остались вопросы или есть актуальные задачи, вы можете связаться с нашими экспертами.
Они помогут разобраться в текущей ситуации и при необходимости обеспечить сопровождение деятельности в дальнейшем. Такая работа проводится в рамках индивидуального сопровождения. Первые две встречи или даже одна проводятся с целью погружения генерального директора в практику применения субсидиарной ответственности, даются рекомендации, решаются текущие задачи. Далее сопровождение ведется через личные встречи по необходимости. Решаются накопленные вопросы, обновляется понимание рисков для директора в соответствии с судебной практикой за истекший период.
Связаться с экспертами проекта «Антихрупкость бизнесмена» вы можете по телефону: 8 (495) 740 2884, написав на почту: info@ahbusiness.ru или в мессенджеры по указанному телефону.
При ссылке на журнал «Навигатор ювелирной торговли» вы получите 30 минут консультации по вашей ситуации бесплатно.