- Жемчуг, как всегда, навсегда
- Бизнес-подарок: как правильно вручить
- Правила раскрытия информации о ювелирных вставках. Часть 2
- Правила раскрытия информации о ювелирных вставках
- Модный разговор или Еще раз о лояльности покупателей
Здравствуйте, дорогие читатели!
В начале каждой статьи Вы видели следующее вступление.
Продажа - это ряд последовательных действий продавца с целью убедить покупателя приобрести товар.
Продавец в общении с покупателем проходит 5 этапов
1. Приветствие
2. Выяснение желаний
3. Презентация товаров
4. Работа с возражениями
5. Завершение продажи
Это был сознательный прием автора статьи. Мы надеемся, что каждый читатель запомнил последовательность этапов продажи. Знание последовательности этапов - это знание траектории общения с покупателем. Продавец может начать совершенствование своей деятельности с техники рефлексивных продаж. Рефлексивная продажа - это осознание продавцом последовательности этапов и задачи каждого этапа при общении с покупателем. Старайтесь внутренне контролировать очередность этапов. Переходите на следующий этап, если выполнена основная задача текущего этапа.
Куда идти - вот в чем вопрос!
В предыдущих номерах мы с Вами обсудили особенности первых четырех этапов. Сегодня мы поговорим о техниках заключительного этапа «Завершение продажи».
ТЕХНИКИ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОДАЖИ
Продавец должен почувствовать готовность кли ента купить и сделать предложение о покупке. Готов ность купить проявляется в большем интересе, по вышенной уверенности покупателя и т. д. Очень рас пространенная ошибка: покупатель уже готов купить, а продавец продолжает уговаривать. Таким об разом, важен момент. Не упустите его!
Мы предлагаем продавцу следующие приемы завершения продажи:
1. Предложите купить и держите паузу: «Я советую Вам купить вот это украшение».
2. Дайте «попробовать»: «Оденьте еще раз украшение. Что Вы чувствуете? Что подсказывает Вам сердце?».
3. Создайте спешку: «Только вчера при эти украшения. Было три кольца и два из уже купили».
4. Сделайте вид, что клиент сказал «Да»: «Ва добрать красивый футляр для этого украшения?», «Вы будете оплачивать наличными?-.
5. Предложите подарочный сертификат: «Если боитесь, что украшение не понравится, я могу предложить Вам подарочный сертификат эту сумму. Подарочный сертификат - это новая услуга. Но она уже пользуется большой популярностью среди покупателей. Человек, которому Вы хотите сделать подарок, сможет сам выбрать украшение в нашеммагазине на сумму подарочного сертификата».
На заключительном этапе продавец может услышать два ответа - «Да» или «Нет». Если клиент сказал «Да» - поддержите его! Клиент согласился. Но внутренне он начинает сомневаться, правильно он сделал или нет. Клиент хочет услышать от продавца, что он выбрал хорошее украшение: «Очень красивое украшение. Ваша девушка, подруга, мама, жена будут очень довольны. Даже не сомневайтесь». Если клиент не находит такой поддержки, то начинает жалеть о покупке и уходит недовольным. Многие сталкивались с такой ситуацией в своей жизни, Вы покупаете какую-то новую вещь и показываете ее своим близким. И, конечно, в этот момент ждете одобрения. Что вы будете чувствовать, если такого одобрения не происходит? Скорее всего, расстроитесь и будете жалеть о покупке. Если клиент сказал «Нет» -извлеките урок из общения с покупателем. Прежде всего, не стоит расстраиваться. Покупатель имеет полное право сказать вам нет. Поблагодарите клиента за то, что зашел именно в ваш магазин! И, если это допускает ситуация, выясните причину отказа.
Давайте посмотрим, как выглядит диалог продавца с покупателем от приветствия до завершения продажи:
Продавец: Здравствуйте! Меня зовут Марина. Вам нужна консультация?
Покупатель: Здравствуйте!Я ищу серьги в подарок подруге.
Продавец: Серьги. Как Вам кажется, какие больше подойдут серьги Вашей подруге?
Покупатель: Я хочу подобрать ей серьги к кольцу треугольной формы. Это должны быть золотые серьги тоже треугольной формы. Возможно, с каким-нибудь камушком.
Продавец: Треугольной формы. Какое золото Вам больше нравится - желтое или белое?
Покупатель: Желтое.
Продавец: Желтое. Правильно ли я поняла, самый главный критерий для Вас - это треугольная форма сережек?
Покупатель: Да.
Продавец: На какую сумму Вы рассчитываете?
Покупатель: Пока не решил.
Продавец: Правильно ли я поняла, мы ищем серьги из желтого золота треугольной формы? И эти серьги могут быть выполнены с использованием камней? Покупатель «Да»,
Продавец: Я могу предложить Вам вот эти изделия. Посмотрите. Первые сережки «Магия ночи» изготовлены из желтого золота 585-й пробы. Это самый распространенный сплав в России. Это означает, что они подойдут ко всем остальным ее изделиям. Это для Вас важно?
Покупатель: Дя.
Продавец: Они выполнены в виде золотой треугольной рамки. Это означает, что серьги подойдут к кольцу по форме и будут с ним гармонично сочетаться. Вашей подруге доставит огромное удовольствие носить такой гарнитур. Это для Вас важно?
Покупатель: Очень важно.
Продавец: Эти сережки с английским замком. Очень надежный замок. Это означает, что сережки никогда не потеряются. Это для Вас важно?
Покупатель: Да.
Продавец: В центре треугольной рамки расположен сапфир. Сапфир относится к драгоценным камням. Наличие сапфира говорит о еще большей ценности данного ювелирного изделия. Это для Вас важно?
Покупатель: Сколько стоят эти серьги?
Продавец: 5000рублей.
Покупатель: Это дороговато.
Продавец: Тогда я могу Вам предложить серьги «Морской бриз». Они тоже сделаны из желтого золота 585-й пробы, с английским замком, в виде золотой треугольной пластины, но без использования камней. Треугольные пластины украшены фоновой филигранью. Рисунок похож на рыбью чешую. Эти сережки создают особое настроение. Я думаю, Ваша подруга почувствует себя русалкой.
Покупатель: Сколько стоят эти сережки?
Продавец: 2500 рублей.
Покупатель: А чье это производство?
Продавец: Это российская ювелирная компания X. Сегодня одна из самых модных компаний.
Покупатель: А вдруг эти сережки не понравятся подруге.
Продавец: Это исключено. Очень красивые серьги. Давайте я подберу Вам подходящий футляр.
Покупатель: Хорошо.
КАК РАБОТАТЬ С ПОКУПАТЕЛЬСКИМИ ВОЗВРАТАМИ?
После завершения продажи иногда бывают покупательские возвраты. Причины могут быть самые разные: не подошел размер кольца, предложение другого магазина понравилось больше и т. д. Покупатель в такой ситуации обычно расстроен, раздражен и хочет вернуть украшение. Но, как вы знаете, ювелирные изделия возврату и обмену не подлежат. Как работать с покупательскими возвратами? Как избежать скандала и решить проблему спокойно и конструктивно? В данной ситуации эффективно использовать технику пассивного слушания и вербализацию чувств.
Пассивное слушание - вид слушания, который необходим в ситуациях общения с человеком в состоянии возбуждения или аффекта. Данная техника помогает вывести покупателя из состояния аффекта и привести его к спокойному расположению духа. Лучше всего при этом действуют «угу-реакции». «Угу-реакции» говорят о том, что Вы соглашаетесь с покупателем. Глухое молчание может вызвать еще большее возбуждение. А возражения, попытка доказать обратное приведут к скандалу.
Пассивное слушание можно сочетать с вербализацией чувств. Вербализация чувств - это называние чувства покупателя и своего чувства в данной конкретной ситуации. Выполнять эту технику стоит очень аккуратно. Имеет большое значение сама формулировка чувства. В таблице указаны менее уважительные и более уважительные формулировки для вербализации чувств. Чтобы успокоить человека, нужно использовать более уважительные формулы (см. правый столбец).
|
Таблица почтительных и непочтительных формул для вербализации чувств | |
Менее уважительные формулировки для вербализации чувств |
Более уважительные формулировки для вербализации чувств | |
Вы не понимаете; я не понимаю |
Вы удивлены; я удивлен | |
Вы в депрессии;я в депрессии |
Вы огорчены; я огорчен | |
Вам неприятно; мне неприятно |
Вам неуютно; мне неуютно | |
Вам противно; мне противно |
Вы возмущены; я возмущен | |
Вы нервничаете; я нервничаю |
Вас беспокоит; меня беспокоит | |
Вам обидно; мне обидно |
Вас задевает; меня задевает | |
Вас бесит; меня бесит |
У вас вызывает протест; у меня вызывает протест | |
Вам противно; мне противно |
У вас вызывает дискомфорт; у меня вызывает дискомфорт | |
Вы злитесь; я злюсь |
Вы сердитесь; я сердит | |
Вы боитесь; я боюсь |
Вы опасаетесь; я опасаюсь |
Сравните два примера работы с покупательскими возвратами. | |
Пример № 1 |
Пример №2 |
Покупатель: Здравствуйте! Я купила v вас вчера кольцо. Оно не подошло по размеру дочке. Я хочу его обменять или... Поодавеи (перебивает): Ювелирные изделия возврату и обмену не подлежат. Покупатель: Что значит не подлежат обмену? Я ошиблась в размере. Поодааеи: Такие правила. Нужно заранее узнавать размер. Покупатель: Вы знаете, оно стоит не 100 рублей, а 3000. Что я должна теперь с ним делать? Выкинуть. Поодавеи: Не знаю. Покупатель: Я хочу поговорить с вашим директором. Продавец: Это не возможно. Его сейчас нет на месте. |
Покупатель: Здравствуйте! Продавец: Здравствуйте! Покупатель: Я купила v вас вчеоа кольцо. Оно не подошло по размеру дочке. Я хочу его обменять или вернуть деньги. Продавец (кивает головой): Не подошло. Покупатель: Пеоепутала размео. Дочка померила. Велико. Продавец: Я понимаю, Вы расстроены. Но ювелирные изделия возврату и обмену не подлежат. Покупатель: Что же делать? Продавец: Сейчас директора нет на месте. Подойдите. пожалуйста, после обеда. Мы попробуем решить эту проблему. Покупатель: Спасибо большое. |
Давайте проанализируем поведение продавца в первом и втором случае.
В первом примере продавец отвечает жестко и агрессивно, не пытается понять проблему покупателя. И это приводит к еще большему раздражению клиента и к скандалу. Во втором примере продавец ведет себя грамотно. Сначала он выслушивает покупателя, используя технику пассивного слушания (смотрит в глаза покупателя), кивает головой) и даже элементы эмпатиче-ского слушания («Не подошло»). Далее успокаивает клиента («Я понимаю, вы расстроены») и направляет к директору. В конечном итоге, вопрос о возврате украшения решает именно директор.
Готовя статью о заключительном этапе продажи, автор проходил мимо одного ювелирного магазина. На двери висело объявление: «Требуется продавец с опытом работы». И тут возникла идея побеседовать с продавцами ювелирных магазинов, которые имеют опыт работы. Важно было понять, какие знания появляются с опытом работы. Вопросы были следующие: «Что вы посоветуете молодой девушке, которая только начинает работать в ювелирной торговле? Как нужно общаться с покупателем? От чего зависит успех продавца?». Из беседы с продавцами выяснилось:
1. Покупателям очень нравится, когда продавец улыбается и здоровается с ними.
2. Продавец должен предложить покупателю свою помощь. Многие из покупателей стесняются спросить. Если покупатель отказывается от консультации, лучше не настаивать и отойти.
3. Самое главное для продавца - это умение общаться. Умение общаться означает, прежде всего, умение понять, что хочет клиент. Продавец должен спросить покупателя, какое украшение его интересует, для кого, какого размера, на какую сумму, как должно выглядеть украшение.
Обратите внимание, продавцы пришли самостоятельно к некоторым из тех приемов, которые мы с вами рассматривали. Для этого потребовалось время, а другими словами, опыт работы. По наблюдениям, продавцы используют и другие важные техники работы с покупателем. Но об этих техниках они не рассказали. Видимо, использование этих приемов происходит на неосознанном уровне. Таким образом, данное мини-исследование ставит очень важную проблему: «Как избежать первого этапа, когда продавец методом проб и ошибок ищет эффективные способы работы? Как сократить время, за которое продавец переходит от неуспеха к успеху?». Выход есть - организовать начальное обучение сотрудников. В этом вам помогут наши материалы по психологии продаж.
УДАЧНОЙ ТОРГОВЛИ!