- Закон о рекламе. Внимание! Изменения
- Персональные данные
- Как пройти безопасно 2021 год? Карта рисков для ритейла
- Светофор ЦБ. Компаниям из «красного» списка могут отказать в банковском обслуживании. Совсем!
- Эффективное увольнение. Алгоритмы и правила действий. Часть 3
В прошлых номерах журнала мы начали рассказ о нюансах действующего ныне отраслевого законодательства на ювелирном рынке России с анализа Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…». В этом номере мы продолжаем разбор данного документа.
Информация для покупателей
Требование наличия информации для покупателей в торговом зале изложено в специальном VII разделе Правил «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней» (п.62).
Пункт 62 VII раздела Правил «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней»:
«Информация о предлагаемых к продаже изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации».
В ранее действовавших Правилах ювелирной торговли присутствовали требования того, чтобы вся информация для покупателя (о пробах, изображения пробирных клейм, о действующих нормативных документах и т.д.) была вывешена в торговом зале, и к тому же -на видном месте. Естественно, такой способ «просветительства» покупателей сегодня может пагубно сказаться на дизайне оформления торговых помещений: интерьеры большинства ювелирных салонов изменились, и информ-плакаты вряд ли могут являться украшением стен. С другой стороны, потребителю читать настенную информацию тоже не слишком удобно. Поэтому сегодня в Правилах прописывается лишь необходимость обеспечения покупателей информацией о российских пробах, государственных пробирных клеймах, а также основах порядка клеймения изделий и сертификации камней, но не указывается, в каком виде она должна быть представлена и где именно. То есть, эти сведения вполне могут быть отражены в выдаваемом по требованию покупателя (или свободно лежащим, скажем, на прилавке или столике) буклете или листовке. Они также могут содержаться в файле, выводимом на экран монитора компьютера, доступного покупателю. При этом общий объем информации для потребителя, требуемый современными Правилами, ограничен. Это разумно, ведь «добавка» в виде приписки «и другая необходимая потребителю информация» в прежних Правилах позволяла контролирующим органам требовать все что угодно.
Предпродажная подготовка
Требование по предпродажной подготовкеизложено в специальном VII разделе Правил «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней» (п.63).
Пункт 63 VII раздела Правил «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней»:
«Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: осмотр и разбраковку изделий; проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя (для изделий российского производства) или сертификатов, а также сохранности пломб и ярлыков; сортировку по размерам».
Под предпродажной подготовкой ювелирных изделий подразумеваются действия, осуществляемые не в сам момент продажи, а еще до подачи их в торговый зал. Понятно, что коль скоро то или иное изделие поместили на прилавок, пробирное клеймо и именник (для отечественных изделий) у него должны быть обязательно. Значит ли это, что торговля не отвечает за отсутствие клейма на изделиях, хранящихся на складе, и предпродажную подготовку перед подачей в торговый зал еще не прошедших? Правила об этом ничего не говорят. А п.61 и вовсе предъявляет требования по наличию клейма и именника лишь в момент продажи, то есть, во время смены у изделия собственника. Вопрос этот вовсе не праздный, ведь речь идет о серьезной ответственности! Давайте разберемся.
В п.61 Правил речь идет о продаже изделий, а не их «поступлении в продажу», как это было прописано в старых Правилах от 1994 года. Однако, что собственно называть «продажей», в п.61 Правил не раскрывается. Формально можно было бы рассуждать так: продажа – это момент перехода товара из собственности продавца в собственность покупателя. Таким образом, выставление товара на витрине – это еще не продажа, а лишь экспонирование товара. А значит, для экспонирования на витрине могут быть выставлены изделия и без оттисков государственного клейма. Вот только продавать их нельзя – тогда в этот момент вступает в силу п.61. Но п.63 Правил как раз и указывает, где возникает момент ответственности продавца за возможное отсутствие на изделии пробирного клейма и именника. До подачи в торговый зал – ясно и понятно. То есть, никакого «экспонирования» изделий на витрине быть не может: занесли изделия в торговый зал – значит у них должно быть пробирное клеймо и именник, за что отвечает продавец.
Но из этого же пункта следует и обратное: коль скоро изделия из драгоценных металлов в торговый зал не внесли, продавец НЕ ДОЛЖЕН отвечать за возможное отсутствие у них оттиска пробирного клейма и именника. А значит, за отсутствие оттиска клейма и именника у изделий, хранящихся на складе магазина, продавец ответственности нести не должен! Ведь представление изделий из драгоценных металлов на опробование и клеймение должен осуществлять непосредственно их изготовитель или импортер. Это их обязанность.
Порядок клеймения изложен в Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов». Возможно, при обнаружении на складе магазина ювелирных изделий без оттиска пробирного клейма или именника контролирующие органы обвинят продавца. Но в этом случае п.63 действующих Правил дает продавцу право отстаивать свою невиновность.
В торговом зале
Требования, предъявляемые к ярлыкам, упаковке и размещению изделий в торговом зале изложены в специальном VII разделе Правил «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней» (п.п. 64 и 65).
Пункты 64 и 65 VII раздела Правил «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней»:
«Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости - из серебра).
Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку».
Это самые несовершенные нормы рассматриваемых нами Правил. Если бы они повсеместно не нарушались, то покупателю было бы очень неудобно делать свои покупки, а информацию об изделиях он получал бы весьма двусмысленную. Почему – рассмотрим по порядку.
Что означает, что изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть сгруппированы «по их назначению»? Разрешается ли Правилами кольца выставлять вместе с цепочками, серьги вместе с браслетами и т.д.? С одной стороны, у них вроде бы общее назначение – служить украшениями в качестве ювелирных изделий, с другой – разное – использоваться как кольца, цепочки, серьги и т.д. Так что, кольца, которые носят на пальце, должны лежать отдельно, а серьги, которые носят в ушах, – отдельно? Но тогда данное требование – откровенная глупость, ибо продавцу придется «разбивать» ювелирные комплекты, размещая, скажем, кольцо из него на одной витрине, серьги – на другой, а колье – на третьей. Или еще дилемма:можно или нельзя на одной витрине располагать вместе, скажем, кольца из серебра, золота и платины. Хотя материал, из которого они изготовлены, разный, но назначение у них одно и то же. Ясно, что контролирующим органам требовать их разделения по витринам, ссылаясь на п.64 Правил, юридически неправомерно.
Часто продавцы ювелирных украшений выполняют эту норму так: изделия с бриллиантами размещают отдельно, с цветными камнями – отдельно, «безкаменку» - отдельно. Но из самой нормы п.64 Правил такой подход к раскладке товара никак не следует – это же разделение вовсе не «по назначению». И совсем не факт, что выделение, скажем, украшений с бриллиантами на отдельной витрине, способствует лучшим продажам «ювелирки» в целом.
Вывод: норма п.64 Правил о группировке изделий «по их назначению» несовершенна, а ее исполнение вредно для процесса торговли. Так что выполнять эти требования продавец может по своему усмотрению. А вот как на это посмотрят контролирующие органы – вопрос открытый. Кстати, в старых Правилах норма была несколько яснее - там, хотя и косвенно, но указывалось, что такое назначение: ювелирные изделия, предметы сервировки стола и т.д.