Еще в рубрике
- Найти, сохранить, сплотить. Системы мотивации персонала в ювелирных сетях. Часть 2
- Найти, сохранить, сплотить. Системы мотивации персонала в ювелирных сетях. Часть 1
- Секреты успешной тренировки: как выстроить обучение персонала ювелирных сетей
- Построение сетей: ассортиментная политика и поставщики
- Построение сетей: выбор названия и рекламная политика
Самое популярное:
В розничной торговле ювелирными изделиями бриллиантам мало иметь хорошую огранку, а золоту недостаточно быть просто драгоценным металлом. Все это и многое другое должны быть поданы в выгодном свете. Как в переносном, так и прямом значении. Поэтому освещение ювелирных магазинов – один из важнейших факторов, влияющих на успех торгового предприятия.
Новинки рынка
Ассортимент существующих осветительных приборов и решений для ювелирного магазина постоянно пополняется. На сегодняшний день одной из наиболее передовых технологий является оптико-волоконная система освещения и светодиоды.
Специалисты компании «Алекс» рассказывают: «Большим преимуществом светодиодов является узкая направленность светового потока, отсутствие нагрева, малая потребляемая мощность и маленький размер самих диодов. Светодиоды в отличие от ламп практически не занимают места и не бросаются в глаза при размещении в витринах. Основной же недостаток светодиодов – малая светоотдача и достаточно высокая цена».
Виталий ДАВЫДОВ также подчеркивает, что светодиоды и оптоволокно сегодня относятся к самым передовым технологиям в деле освещения ювелирных (да и прочих) магазинов: «От обычных светодиодные системы отличаются мощностью и цветом свечения, который может варьироваться от теплых до холодных оттенков. Цена на них действительно довольно высока, но они того стоят. Нашим клиентам мы рекомендуем устанавливать два типа освещения: светодиодные светильники, которые отличаются экономичным потреблением электроэнергии, дают хороший свет и долговечны в эксплуатации и навесное освещение над прилавками. В витрины нужно устанавливать треки с подсветкой на каждую полку».
А Сергей СОРОКИН отмечает: «Оптико-волоконное освещение существует довольно давно, но из-за сложности и дороговизны встречается лишь в сложных световых инсталляциях дорогих бутиков. Светодиодные технологии освещения появились совсем недавно, но развиваются очень бурно и стремительно. Светодиоды позволяют создавать свет с такими характеристиками, о которых раньше можно было только мечтать! При творческом подходе к проектированию света на основе светодиодов можно создавать самые разнообразные светильники, органично сочетая их с мебелью и интерьером. Несмотря на то что такое освещение довольно дорого стоит и имеет ряд технических ограничений, будущее, несомненно, за ним, а для ювелирной отрасли – это просто находка. Известно, что именно в правильной подаче (и освещение!) товара кроется не меньше половины успеха в продажах драгоценных украшений. А средства, вложенные в новые технологии освещения, окупятся с ростом продаж».
СПРАВКА Самые передовые технологии Несколько лет назад при освещении магазинов в основном использовали галогеновую, люминесцентную и металлогалогеновую подсветку. Сегодня самые передовые технологии – оптико-волоконные системы освещения и светодиоды. Первые – не просто крик моды. Дорогое кольцо особенно «заиграет», если на него направить узкий луч из световода. Или можно сделать «звездное небо». К тому же при использовании различных светофильтров легко создавать эффекты мерцания и переливания цветов. Аналогичный эффект дают и светодиоды: их несомненным плюсом являются узкая направленность светового потока, отсутствие нагрева, малая потребляемая мощность и небольшой размер самих диодов. Светодиоды в отличие от ламп практически не занимают места и не бросаются в глаза при размещении в витринах. Их недостаток – малая светоотдача. Единственный серьезный минус оптико-волоконных систем и светодиодов – очень высокая цена. Поэтому многие владельцы магазинов отдают предпочтение металлогалогеновому свету. При гораздо более скромной цене он дает максимальную цветопередачу (цветопередача, или CRI (Color Rendering Index) – способность освещения передавать истинный цвет предмета). Однако, устанавливая подобное освещение в прилавке или витрине, необходимо помнить о системе кондиционирования, ведь при длительном нагреве та же цепочка или колье могут обжечь кожу клиента при примерке. |
Заплатите за свет!
Немаловажный вопрос при выборе оборудования – его цена. Причем в данном случае владельца магазина волнуют два вопроса: какова изначальная стоимость оборудования, его проектирование и монтаж и какова стоимость его дальнейшей эксплуатации (стоимость электроэнергии, замены ламп и т.п.) Понятно, что чем реже меняются лампочки и чем меньше электроэнергии потребляет данный вид световой конструкции, тем привлекательнее он выглядит в глазах потенциального заказчика. Правда, в случае с ювелирными магазинами есть еще и момент дизайнерского решения, поэтому слишком усердная экономия тут неуместна. Все-таки драгоценности должны быть представлены в лучшем свете, а не все, что хорошо, – дешево.
Виталий ДАВЫДОВ подчеркивает: «При выборе варианта освещения магазина владельцу нужно учитывать, какое количество электроэнергии потребляет тот или иной вид осветительного прибора. Какова степень нагрева каждого из них внутри торгового оборудования, какова его стоимость и главное – надежность».
Самым распространенным и самым дешевым вариантом на рынке осветительных конструкций являются лампы накаливания, которые служат в среднем 1–2 месяца. Однако они являются наиболее энергоемкими и не дают возможности выбрать цветовое решение. Кроме того, в ювелирном магазине они представляются с трудом: как уже говорилось, от слишком яркого света камни могут выгореть, а лишний источник тепла во вместилище драгоценных изделий вряд ли будет удачным решением.
От слишком яркого света драгоценные камни могут выгореть Галогенные лампы могут быть более миниатюрными, чем лампы накаливания, и помимо этого они способны работать от 2 до 6 тыс. часов. И как несомненный плюс – потребляют в два раза меньше электроэнергии. Зеркальные галогенные лампы предоставляют большой выбор ширины угла пучка света, что является одной из важнейших деталей в установке акцентирующего освещения. Кроме того, галогены дают искристый белый свет, необходимый для эффектной подсветки товаров. Следует отметить, что при горении галогенных ламп выделяется много тепла, а также ультрафиолетовый (UV) свет, от которого может произойти выгорание тканевых участков оборудования. В качественных галогенных лампах используется специальное кварцевое стекло, отсекающее ультрафиолетовую часть спектра. Также существуют и активно используются специальные технологии для преобразования части тепла в видимый свет для поддержания высокого уровня светового потока (у дешевых галогенных ламп к концу срока службы он опускается до 60% от начального). При относительной дешевизне галогенные лампы являются идеальным выбором для подсветки небольших витрин и дисплеев. |
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Александр Ковалёв, генеральный директор ООО «БКЗ»: «В ювелирных прилавках используется большой перечень осветительных приборов, но, как показывает опыт, самым эффективным является светодиодное освещение. Оно наиболее ярко и эффектно представит перед покупателем изделия из металлов с алмазами и другими драгоценными камнями. А галогенное и люминесцентное освещение, имея в своём спектре ультрафиолетовую и инфракрасную составляющие, за счёт искажения цветопередачи представляет товары на витрине в невыгодном виде. Что касается локальной подсветки, то альтернативы светодиодному варианту здесь вообще нет - речь может идти только о конструктивном исполнении данной системы: по мощности, освещенности и стоимости. В пространстве над прилавком, где покупатель рассматривает и примеряет ювелирные изделия, также должно быть светодиодное освещение. Владельца ювелирного магазина при выборе осветительного оборудования для торговой точки должны интересовать следующие параметры: стоимость, объем энергопотребления, спектр светового потока, его интенсивность, срок службы и надёжность светильников. Во всех случаях владельцам ювелирных магазинов, салонов и бутиков я рекомендую получить консультацию специалистов в области освещения ювелирных изделий, а не советы производителями торговой мебели». |
Металлогалогенные лампы вытесняют своих предшественников – галогенные лампы – с витрин и больших площадей. Они значительно дороже, но служат уже до 6–15 тыс. часов, потребляют в три раза меньше электроэнергии, чем галогены, и могут быть различных цветовых оттенков. Однако высокую надежность обеспечивают только металлогалогенные лампы с керамической горелкой. Старые лампы с кварцевой горелкой со временем теряют однородность цвета, и при освещении такими лампами ряда витрин ухудшение цвета от лампы к лампе будет бросаться в глаза.
Люминесцентные лампы являются прекрасным выбором для общего «заливающего» освещения в помещениях с высотой потолков до восьми метров. Благодаря своим размерам они могут создать «омывающий» эффект подсветки стен или потолка. Они обладают хорошими энергосберегающими качествами и очень широким выбором цветности. Стандартные люминесцентные лампы прослужат 9 тыс. часов, лампы с трехполосным люминофором – 15–20 тыс. часов. Срок службы компактных люминесцентных ламп – 10–15 тыс. часов. Люминесцентные лампы так же, как и металлогалогенные, требуют применения специальных пускорегулирующих устройств. Как правило, при применении электронных устройств (в отличие от электромагнитных) можно добиться больших сроков эксплуатации ламп.
Оптико-волоконные и светодиодные системы освещения стоят дорого, и об их достоинствах все сказано выше. Но, как утверждают специалисты и эксперты в области освещения торговых площадей, они того стоят. Тем более что экономия на создании световой оправы для драгоценностей весьма и весьма нежелательна.
Каждому – по категории
Не стоит также забывать, что для ювелирных магазинов разных категорий подходит свой определенный тип освещения. Так, если говорить о дорогом элитном бутике, то тут на свете экономить не просто недопустимо, а практически преступно.
«В дорогих магазинах обычно наименьшая плотность выкладки товара и наибольшие возможности для его индивидуальной подачи как с помощью торгового оборудования и композиции, так и с помощью света, – рассказывает Сергей СОРОКИН. – В витринах часто используется не общее равномерное, а акцентное освещение, более похожее на сценическое, которое не только заставляет блестеть камни, но и подчеркивает красоту всей композиции – как будто это рекламная полоса дорогого журнала. Даже сами светильники в таких витринах могут быть оригинальными, дизайнерскими и служить не только источником света, но и украшением витрин. Торговое оборудование для таких магазинов чаще всего изготавливается индивидуально, и было бы правильным уже на этапе его заказа предусмотреть вид и расположение освещения. Основной свет на витрины лучше направить извне, с потолка, а в витринах установить лишь акцентную подсветку – на светодиодах или оптико-волоконную, уделив немалое внимание внешнему виду светильников и сочетанию их с дизайном витрины».
Виталий ДАВЫДОВ добавляет, что, если говорить о бутиках, альтернативы светодиодному освещению сегодня нет: «Должна быть гармония света отделочной части бутика и внутренней подсветки витрин с правильным распределением акцентов, исходя из разработанного дизайн-проекта торгового зала».
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА Владислав Шевцов, руководитель отдела продаж светотехнической компании «Марбел»: 1. Помимо освещения торгового зала, важным моментом является подсветка витрин с экспозицией. Источники света могут располагаться как снаружи витрины, так и внутри. При использовании внутри торгового оборудования некоторых типов ламп нужно помнить, что помимо света галогенные и металлогалогенные лампы излучают большое количество тепла. Выбирайте лампы с отражателем, отводящим тепло в тыльную часть прибора. Лучше использовать большее количество ламп меньшей мощности, чем меньшее количество с большей мощностью - это позволит создать более равномерное освещение и повысит как эффект «искристости» ювелирных изделий, так и равномерность теплоотдачи. 2. При расположении светильников над торговым оборудованием надо учитывать возможность возникновения бликов на стекле витрин – так называемый «эффект ослепления от блеских источников». Проблема решается с помощью грамотного расположения световых приборов в пространстве и выбора светильников с определенного типа плафонами (с возможностью их вращения в плоскостях). Это позволит задать необходимое направление светового потока в зависимости от геометрической формы витрины, расположения и оптических свойств используемых стекол. 3. При выборе источников света важно обратить внимание на такую характеристику ламп как цветовая температура. Для серебра и платины предпочтительно выбирать холодную цветовую температуру, для золота - теплую. Драгоценные и полудрагоценные камни также по-разному выглядят при освещении их источниками с разными характеристиками. Аметисты, гранаты, рубины лучше выглядят в теплом свете (галогенные лампы 2700К); сапфиры, аквамарины, лазуриты и бирюза выигрывают при холодном свете, в котором большее содержание синей части спектра (галогенные лампы 4000К, светодиоды 5500К, металлогалогенные лампы от 4000К до 6000К). Здесь следует учитывать ещё и такую характеристику ламп как коэффициент цветопередачи. 4. Хорошим решением, сочетающим функциональность и эстетику, будет использование осветительных систем на основе шинопроводов. Различные модели систем можно использовать как для локальной подсветки внутри витрин, так и для освещения всего внутреннего пространства магазина. К шинопроводам производители обычно предлагают большой выбор различных по дизайну и функциональным возможностям светильников, поэтому легко найти оптимальное решение для каждого конкретного магазина. Использование шинопроводов позволяет организовать точную настройку световых акцентов при освещении экспозиции, а в случае изменения коллекций или перестановке торгового оборудования дает возможность быстро переориентировать светильники в пространстве. Что касается магазинов средней ценовой категории, в том числе сетевых, то здесь, по словам экспертов, основная цель освещения – его эффективность. «Витрины должны быть освещены и ярко, и равномерно, – говорит Сергей СОРОКИН. – Оптимальная схема – верхнее освещение плюс равномерная подсветка внутри витрин со стороны покупателя. Верхним светом часто являются металлогалогеновые прожекторы, но в последнее время появляются и светодиодные системы верхнего света, потребляющие меньшую мощность и создающие меньше духоты в помещении. Для освещения внутри витрин оптимальным являются линейные светодиодные светильники, размещенные вдоль переднего края витрины. Важно учитывать сочетаемость оттенков верхнего света и источников внутри витрин». «Если говорить о магазинах эконом-класса, то здесь, как правило, используются обычные галогеновые лампы и люминесцентные светильники», – отмечает Виталий ДАВЫДОВ. А Сергей СОРОКИН добавляет: «В этих магазинах – наибольшая плотность выкладки и наименьшая приспособленность для модернизации освещения, если это уже работающие магазины. Здесь пока главное – доступность источников света, и обычные «галогенки», несмотря на то, что бьются и горят, – вне конкуренции. Их замена на светодиодные источники возможна, но не всегда оправдывает ожидания из-за неправильного выбора. Оснащая такой магазин светодиодным освещением, не стоит пытаться приспособить для этого дешевые изделия для рекламной или декоративной подсветки – они не предназначены для освещения. Остальные же советы по размещению света такие же, как и для других магазинов, лишь с оглядкой на размеры и бюджет». |
В заключение хочется отметить, что в любом случае выбор светового оборудования необходимо производить, исходя из трех показателей: эффективности, экономичности и дизайна. Однако лишь сам владелец магазина может решить, что для него важнее: экономия за счет большого срока службы ламп или прибыль за счет эффектной подсветки продаваемых изделий.
