- Александр Николаевич ТАРВЕРДИЕВ: «Залог стабильности - движение вперед, внедрение новых технологий и, конечно, любовь к своему делу»
- Антонина БАБОСЮК, к.э.н., президент ассоциации ювелиров ЕАЭС, вице-президент ювелирного холдинга «Алтын»: «Повышение привлекательности ювелирной отрасли невозможно без развития туристских кластеров»
- Михаил Анатольевич НЕСВЕТАЙЛО, председатель совета директоров компании ADAMAS: «Ключевым преимуществом для наших партнеров является постоянный поток лояльных клиентов и неизменный процент валовой прибыли»
- Александр Николаевич ТАРВЕРДИЕВ: «Мы постоянно ставим перед собой новые цели»
- Гран-при конкурса «Лучший ювелирный магазин 2021». Сеть ювелирных салонов «Валдай золото», Сыктывкар
Сегодня мы беседуем с Ларисой Золотовой – ювелирным дизайнером, геммологом, специалистом по 3Д-моделированию и 3Д-сканированию, педагогом и автором методических пособий по ювелирным технологиям. А еще она сотрудничает с ведущими музеями России и мира в области социально значимых проектов. Как все это совмещается в одном человеке и какие планы у Ларисы на ближайшее будущее – читайте в нашем интервью.
Лариса, вы пришли в ювелирную отрасль уже в зрелом возрасте. Как это получилось?
Да, несмотря на фамилию, мой путь в мир творчества и создания ювелирных изделий не был прямым и быстрым. Четыре поколения в моей семье занимаются железнодорожными перевозками, и поэтому вся моя профессиональная деятельность была связана с логистикой и перевозкой грузов. Ювелирные украшения и дизайн были моим хобби. Но пять лет назад я кардинально сменила сферу деятельности, и ничуть об этом не жалею. Мой друг ввел меня в общество ювелиров, интересных и творческих людей. И я поняла, что это мое, что я хочу и могу этим заниматься.
Основные изменения в моей жизни произошли в 2013 году: хобби ювелира переросло из простого увлечения в любимое занятие. Закончив курс по геммологии, закрепке драгоценных камней и монтировке ювелирных изделий в Школе Ювелирного Мастерства в Санкт-Петербурге, я решила продолжить свое обучение в США в GIA (Геммологический Институт Америки), училась в главном офисе в Карлсбаде в Калифорнии. Успешно закончив курс геммологии по бриллиантам и цветным камням, я продолжила обучение дизайну ювелирных изделий и технологиям. По окончании обучения я выиграла главный приз GIA в дизайн-шоу за кольцо Мэрилин Монро. Вот так все началось и закрутилось.
Мы знаем, что вы сотрудничаете с Государственным Эрмитажем в области социально значимых проектов для людей с ограниченными возможностями.
Да, я являюсь одним из тех немногих 3Д-дизайнеров, кто был приглашен Лабораторией Научной Реставрации Драгоценных Металлов Государственного Эрмитажа для реализации проекта по созданию объемных моделей известных художественных полотен для незрячих и слабовидящих. Первой работой стал Автопортрет Рембрандта с затененными глазами. Он был представлен в Эрмитаже в сентябре этого года, что приурочено к открытию экспозиции Лейденской коллекции голландской живописи американских коллекционеров Томаса и Дафны Каплан. По результатам было принято решение продолжить проект и использовать 3Д-моделирование в дальнейшем. Этим проектом также заинтересовалась Галерея искусства Артура М. Саклера в Вашингтоне. Кроме того, в августе текущего года завершился проект Государственного Эрмитажа для Галереи искусства Артура М. Саклера в области 3Д-сканирования. Отсканированные и оптимизированые 3Д-модели двух уникальных серебряных экспонатов Сагдийского периода V–VII веков – кувшин с изображением крылатого верблюда и кружка с изображением козерогов – были переданы галерее для научных исследований и экспозиции в онлайн-галерее Смитсоновского института 3Д-обьектов.
«Я пишу книгу о новых технологиях и 3Д-дизайне в ювелирной отрасли. Это будет практическое пособие для ювелиров, дизайнеров и особенно для 3Д-модельеров, которые только осваивают профессию»
А вы рассматриваете сотрудничество с российскими ювелирными компаниями в качестве 3Д-дизайнера или в области обучения сотрудников?
В качестве 3Д-модельера-дизайнера ювелирных изделий – да, но только если это эксклюзивные вещи и необычные проекты. Меня никогда не пугали сложные и амбициозные проекты, наоборот, я считаю, они позволяют развивать свои навыки и приобретать новые знания в кратчайшие сроки. Может быть, поэтому меня больше интересуют проекты с музеями и галереями, от которых я никогда не отказываюсь, потому что в них можно не только в полной мере применить свои навыки компьютерного моделирования и креативный подход, но и погрузиться в историю искусства и изучить традиции ювелирного ремесла.
Я люблю учиться, делаю это всю свою жизнь и с удовольствием делюсь приобретенными знаниями. Кроме того, мое профессиональное педагогическое образование, полученное в России и США, позволяет подойти компетентно к вопросу обучения. Именно поэтому я с удовольствием откликнулась на предложение Школы ювелирного мастерства в Санкт-Петербурге проводить образовательные семинары и курсы в области 3Д-моделирования и геммологии. Я готова сотрудничать с компаниями в области обучения сотрудников и в моих ближайших планах – запустить регулярные вебинары о геммологии и проектировании ювелирных изделий.
Кстати, я как раз пишу книгу о новых технологиях и 3Д-дизайне в ювелирной отрасли. Это будет практическое пособие для ювелиров, дизайнеров и особенно для 3Д-модельеров, которые только начинают осваивать профессию. В книге будет подробно описано, на что должен обращать специалист по 3Д-моделированию при построении ювелирных изделий, а дизайнер – при создании коллекций. Будут описаны ошибки проектирования и разработки дизайна, приводящие к потери времени и средств на производстве при отливке, печати, монтировке, закрепке, эмалировании, полировке и другое, а также особенности защиты интеллектуальных прав своей работы.
В книге будут предложены оптимальные параметры построения для разных видов ювелирных изделий и раскрыты некоторые хитрости, выработанные в процессе приобретения моего собственного опыта. Проведенный анализ книг и пособий по 3Д-моделированию и ювелирному мастерству на русском и английском языках привел меня к выводу, что существующая литература является описанием технологии производства и зачастую не предоставляет описания конструкционных особенностей и параметров проектирования ювелирных изделий. Конечно, можно возразить, что на разных ювелирных производствах приняты свои требования к элементам и деталям изделий, которые варьируются от компании к компании. Тем ни менее данные требования и параметры имеют незначительную вариативность, а поэтому знание унифицированных параметров проектирования поможет молодому дизайнеру предвосхитить и избежать системных ошибок и как следствие – потери времени на перестройку модели и дополнительных затрат.
Я хочу создать актуальное пособие для творческих людей и призываю всех «приручить» новые технологии. Надо развиваться, нельзя стоять на месте и использовать одну технологию из года в год, надо смотреть в будущее и не останавливаться.
Вы коснулись вопроса защиты интеллектуальных прав. Что будет полезно знать дизайнерам и 3Д-модельерам в данной сфере?
На сегодняшний день 3Д-технологии, а именно 3Д-моделирование, 3Д-сканирование и 3Д-печать являются наиболее перспективными во многих отраслях. Но вместе с тем возрастает и проблема защиты интеллектуальных прав. Поясню на примере трехмерного портрета Рембрандта, который я сделала для Государственного Эрмитажа в двух вариантах. Первый – это моделирование объекта с большим количеством полигонов (высокополигональная геометрия – high poly geometry), которая позволяет максимально точно передать форму, геометрию модели и нанести мелкие детали. Второй вариант – традиционный, когда скульптор изготавливает лепной портрет, который сканируется, дорабатывается, добавляются или убираются детали.
В результате мы получаем две 3Д-модели и возникает вопрос о собственнике интеллектуальных прав на 3Д-модель. В случае с 3Д-моделью, полученной в результате моделирования, – ответ прост. Условно говоря, тот кто создал 3Д-модель, то и является владельцем. Он может защитить свою интеллектуальную собственность, например, через авторское или патентное право. В случае же 3Д-модели, полученной в результате сканирования, ответ не столь очевиден. Будет ли владельцем на интеллектуальные права специалист, который отсканировал объект, или же скульптор, который лепил?
Судебная практика в разных странах по вопросу 3Д-сканированной модели еще не сформировалась, и судебные решения выносятся разные. Это происходит отчасти и от принятого понятия в конкретной стране на категорию «оригинальность». Будет ли 3Д-модель в данном случае защищаться авторским правом или будут возникать смежные права на модель – однозначного ответа нет. И это только вершина айсберга. Данная тема со всеми подводными камнями – отдельный разговор. Несмотря на очевидность проблемы, снизить риски нарушения кем-либо интеллектуальных прав на объекты все же возможно. Мое глубокое убеждение, что дизайнер, ювелир или проектировщик должны разбираться в вопросе защиты интеллектуальных прав, включая их способы. Создать украшение – недостаточно. Надо уметь защитить его от копирования, выбрать правильное время защиты и правильный способ.
У вас уже есть собственные линии ювелирных украшений. Расскажите о них подробнее.
Мои ювелирные изделия – это не массовое производство а индивидуальные или лимитированные коллекции. Каждое изделие – это вызов и эксперимент. Я не сторонник минимализма в ювелирных изделиях, хотя бывает так, что чистоту линий и простоту форм создать намного сложнее, чем перегрузить изделие деталями. Конечно, минималистические изделия проще производить, но очень сложно сделать оригинальными. Тем ни менее я люблю украшения с большим количество деталей и камней, с буйством блеска и цвета, которые создают ощущение радости и счастья своей владелице.
Меня привлекают изделия, которые преподносят сложность в проектировании, заставляют продумывать и находить максимально простые решения для производства. Большинство моих изделий ¬– кольца, поскольку это большой сектор американского рынка ювелирных изделий, как, впрочем, и рынков многих других стран, большую часть которого занимают помолвочные и коктейльные кольца. В ближайшее время планирую начать работать с эмалью, которая существенно обогатит мой инструментарий как дизайнера и добавит палитры моим изделиям.
«Мой почерк – это использование скульптуры и россыпи цветных камней в украшениях. … Моя цель – создавать динамичные, интригующие, сложные и уникальные украшения, которые может себе позволить необыкновенная женщина, которая не боится всеобщего внимания и восхищения».
У вас есть и своя студия дизайна…
Да, и основное направление ее деятельности – оказание полного цикла работ по 3Д-моделированию и прототипированию ювелирных изделий, а также создание эксклюзивных и индивидуальных украшений с применением новейших технологий в компьютерном дизайне и лазерном сканировании. А мой характерный почерк – это ювелирные изделия в стиле современного классицизма с использованием скульптурных форм и свободных линий.
И в заключение – как вы можете сформулировать свой художественный подход к дизайну ювелирных украшений?
Как я уже сказала, мой почерк – это использование скульптуры и россыпи цветных камней в украшениях. Я экспериментирую с формами и цветом, часто использую цветы, птиц, животных и людей. Моя цель – создавать динамичные, интригующие, сложные и уникальные украшения, которые может себе позволить необыкновенная женщина, которая не боится всеобщего внимания и восхищения. Женщин, независимых духом, создающих свой собственный путь и вдохновляющих других на то, чтобы делать то же самое.
Я считаю, что каждый ювелир должен создавать истории своих изделий и даже самый лаконичный дизайн может быть пропитан аурой символизма или необыкновенной истории об источнике вдохновения или о происхождении камня. Ювелирное украшение для меня – это символ вечных ценностей, индивидуальности и моментов счастья.
СПРАВКА
|
Статья в PDF
Скачать